японский сад

Оригинал

Усадьба Сигэмори
Киото

«Движимый желанием сделать нечто невиданное, ощутимое как созданное самой природой, человек увидел особую субстанцию в сумраке первозданной природы – твердые, тяжелые камни». – Кэнзо Тангэ, архитектор (1913-2005)

Мирэй Сигэмори (1896-1975) был поэтом камней. Он обучался искусству икэбаны, живописи, чайной церемонии. Интерес и к садовому дизайну появился тогда, когда он составил свой первый обзор по японским садам, занявший 27 томов. Возможно, именно понимание японского и западного искусства помогли ему создать новый тип сада. В промежутке между 1924 и 1975 годами он создал более 180 садов в Японии, в том числе и знаменитые сады при храмах Тофуку-дзи, Дзуйхо-ин, Симиёси и Фукути-ин. Однако Сигэмори является одним из самых спорных садовых дизайнеров в новейшей истории. Его композиции смелые и нарочитые, каждая из которых сильно отличается от других. Хотя большинство людей отдают Сигэмори пальму первенства в модернизации японского сада, многие критикуют его за то, что он слишком далеко ушел от духа и традиций японского сада. В то время как традиционные сады отражают природу, Сигэмори выбрал сочетание идей и материалов из природы с современными материалами, формами, цветами и техниками для новых инновационных композиций. По его словам, сад должен быть современный, но вне времени. Он был увлечен переосмыслением традиционных садов и думал, что они также должны быть использованы в качестве мест для представлений и выставок. Вскоре после завершения его сада в стиле карэ-сансуй в замке Кисивада, там была проведена выставка цветов. Он также продюссировал традиционные танцевальные вечера для событий, тема которых была прямая и кривая линии. Его 1969 дизайн для чайного домика, известного под именем Тэнрай-ан, изготовлен в виде пошаговых камней в окрашенном цементе, и напоминает больше скульптуру, идущую вперед, а не сад.

В дизайне собственного сада, представленного здесь, кажется, что Мирэй Сигэмори раздвигает границы еще дальше. Его дом и сад изначально были собственностью соседнего храма Ёсида, и его историю можно проследить до середины периода Эдо. Сам Сигэмори приобрел эту недвижимость в 1943 году и постепенно видоизменил дом и сад, добавив две чайных хижины Мудзи-ан и Кококу-ан в 1953 и 1969 годах соответственно. Главный сад окружает дом с двух сторон, там есть также два небольших цубонива около чайных хижин. В гостиной дома предусмотрена энгава, выходящая на обе стороны сада. Эта комната может быть полностью открытой в сад, стоит только раздвинуть перегородки.

Следуя традициям дизайна японского сада, карэ-сансуй, или сухой ландшафт, в саду Сэгимори имеет ярко выраженный передний, средний и задний планы. Передняя часть состоит из пошаговых камней, кочек мха и волнистых пространств, выложенных галькой, имитирующей волны. Цвет темных камней (голубоватые камни из региона Ава в Сикоку) контрастирует с белым песком и зеленым мхом. Это типично для японского сада, однако, способ использования здесь современный. Тем не менее, средний план преподносит нам большой сюрприз, с его огромными камнями, расположенными абсолютно нетрадиционным способом. Традиционный японские книги по созданию садов предостерегают против установки большого количества массивных вертикальных камней близко друг к другу. Однако это правило нарушается вновь и вновь в этом саду, и с большим успехом.

Многие из камней имеют свою историю. Композиция из четырёх камней в центре сада представляет так называемые острова бессмертных, острова, где, как верили в древнем Китае, обитали бессмертные святые (по-японски сэннин), обладающие  большой божественной силой. Высокая скала рядом – это журавль, в то время как округлые камни рядом с ним – черепаха, японские символы долголетия. Большой плоский камень в центре -  молитвенный камень, оставшийся здесь со времён святилиша Ёсида (на нём молились, повернувшись лицом к святилищу). Другой камень в форме лодки – частый символ в традиционном японском саду – символизирует средство перемещения своих мыслей от мирского к возвышенному, или путешествие в мир Будды. Задний план этой драматической композиции состоит из еще больших камней и деревьев, растущих около внешней стены сада. Некоторые ученые считают, что красная сосна, растущая прежде в центре сада, была использована Сигэмори как символ горы Хорай, центра буддистской вселенной. Однако, так как теперь это дерево не существует больше, высокий камень может быть интерпретирован как Хорай вместо него, в то время как невысокие камни рядом – как Ходзё, небесные острова. В любом случае, теперь любая интерпретация этого не сада не может дать абсолютно точных намерений Сигэмори, как автора.

Уход за таким садом, как этот – очень дорогой и трудоемкий процесс. Тем не менее, дом и сад Сигэмори, к счастью, находится в руках его внука, Митсуаки Сигэмори, который взял на себя труд сохранить их, а также сделать доступными.

Усадьба Сигэмори

Усадьба Сигэмори

Усадьба Сигэмори

Усадьба Сигэмори

Усадьба Сигэмори

Усадьба Сигэмори

Усадьба Сигэмори

 

 

Частные сады

 

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshin-sad@mail.ru

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00