Сад Александра Толоконникова

 

Японский сад в России

Площадь сада - 11 соток

Начало создания сада - 2001 год

Я увидела этот сад несколько лет назад, в Интернете на страничке Александра. Фотографии были небольшого размера, и на них сложно было хорошо разглядеть детали, но я отчетливо помню свои ощущения: восторг, удивление и, наконец, неимоверная радость от того, что этот сад находится в России. Если быть точнее – в Новочеркасске. Тогда я еще не могла оценить всей глубины замысла автора сада, воспринимая его лишь чисто визуально, отдельными картинками. Да и знаний в то время у меня было очень мало. Тем интереснее мне было по-новому взглянуть на этот сад.

Японский сад – лишь часть большого частного парка площадью 50 соток. По словам Александра, схема сада «изначально основывалась на идее монады Инь-Ян, сочетании Английского сада – "экстраверта" и Японского сада - "интроверта". Потом уже были дополнения». Наверное, эта идея появилась у него во время путешествий. По признанию Александра, ему нравятся многие сады мира, но потрясли до глубины души только два: Павловский парк и Сайходзи в Киото, известный также под названием Кокэдэра - храм мха. Как мне кажется, в своем саду он решил соединить и передать те чувства, которые вызывают у него оба этих сада.

сад Александра Толоконникова

Чтобы попасть из английского сада в японский, необходимо пройти по длинному коридору под белой перголой, утопающей в зелени лиан и кустарников. Этот проход как бы перенастраивает человека, подготавливая его к новой истории. За воротами, отделанными тростником и бамбуком - японский сад. Однако он не открывается перед нами немедленно. Мы вновь должны идти по дорожке, по обе стороны которой плотные ширмы стриженых растений. Благодаря им почти не видно, что находится справа и слева. Дорожка несколько раз поворачивает… Стоп! На этом моменте я начала сомневаться, правильно ли я определила для себя сад Александра как чайный?  Разве такие переходы характерны для чайных садов? И тут я вспомнила Дзико-ин («Храм нежного света») в городе Ямато-Корияма (1663 год). В этом саду талантливый дизайнер, феодал, решивший удалиться от дел, Катагири Сэкусю использовал несколько приемов, создающих психологические иллюзии, которые помогают подготовить посетителя к главной цели – покою и медитации. Их подробно рассматривает Гюнтер Нитшке в своей книге «Японские сады». В саду у Александра я увидела похожие приемы психологического воздействия на зрителя.

сад Александра Толоконниковасад Александра Толоконникова

Одна из первых техник – «эффект тоннеля», продвигаясь по которому, «посетители автоматически ускоряют шаг. Ускоренный темп производит ощущение большего расстояния, чем это есть на самом деле» (Нитшке). Второй прием – зигзагообразные повороты. Создавая искусственный обход, они способствуют увеличению расстояния между началом и концом дорожки.

сад Александра Толоконниковасад Александра Толоконникова

Наконец, третий – «остановка в пространстве». На пути следования по дорожке Александр ставит скамейку, как раз там, где виден просвет в плотных зарослях. Психологически точный расчет на то, что нам захочется отдохнуть, рассмотреть огромные красивые камни, один из которых расположен чуть по диагонали напротив скамейки. Время отдыха и смена действия также влияет на наше восприятие сада. В другой раз перед нами открывается вид на сухой сад. По описанию Александра, «это изображение начала водного потока, как символа начала всего сущего, истекающего из горной расселины, и постепенно, широко растекаясь или шумно теснясь, превращающегося в водный каскад, питающий водоем с карпами и черепахами». Сухой сад, по мере продвижения, несколько раз оказывается в поле нашего зрения, предоставляя возможность любоваться им с разных ракурсов. А в конце добавляется еще и звуковой эффект от водопада, в который переходит сухой ручей. Шум падающей воды как бы оживляет сухой пейзаж, давая простор воображению.

сад Александра Толоконниковасад Александра Толоконникова

Еще один интересный элемент, мимо которого вряд ли можно проскочить, не заметив – каменная пирамидка. Александр назвал это «местом силы». Думаю, для того чтобы ощутить в полной мере, что это такое, необходимо побывать в этом саду и постоять около камня. Однако, когда я смотрю на фотографию и на то, как на пирамиде сходятся лучи солнца, высвечивая верхний камень, мне кажется, что энергетика этого места действует даже через монитор компьютера.

сад Александра Толоконникова

По мере продвижения мы видим, как меняется и сама дорожка. В одном месте это гравийное покрытие. По нему мы можем идти достаточно быстрым темпом, не глядя под ноги и слушая приятный успокаивающий шорох под ногами. В другом случае отсыпка сменяется каменным, геометрически правильным мощением, состоящим из элементов разной формы и размеров (нобэдан). Это - наиболее комфортные варианты дорожек. Но встречаются на нашем пути и пошаговые камни, вынуждающие замедлить темп движения и внимательно смотреть вниз. Бывает, что где-то дорожка внезапно прервется, заставляя нас остановиться, чтобы перейти этот отрезок пути по отдельным камням или перешагнуть через порог. Таким способом автор сада не только ведет нас по определенному маршруту, но и руководит темпом шага, а также нашими ощущениями.

Последнее звено маршрута от входных ворот до чайного павильона – зигзагообразный мостик (яцухаси), проложенный через лесной участок.

сад Александра Толоконникова

Здесь мы опять встречаемся с приемом, который был использован и автором Дзико-ин. Это контраст. Проходя через тенистый лесной участок, где деревья плотно обступают узенькую дорожку, местами чуть ли не преграждая нам путь, мы автоматически начинаем испытывать беспокойство, как вдруг лес расступается, становится светло, и перед нами появляется конечный пункт - чайный павильон.

сад Александра Толоконникова

Автор вновь обращается к нашему эмоциональному миру! Но все-таки это ничто, по сравнению с тем, что ждет впереди. Мы снимаем обувь, проходим по мягким циновкам в беседку, и невольно замираем на месте. Вот она – цель нашего путешествия. Чуть поблескивающая в лучах света, прозрачная гладь воды - воплощение красоты, спокойствия и гармонии. Похоже, даже ветер, едва касаясь верхушек осоки, старается не нарушить своим дыханием эту умиротворяющую тишину. И в то же время предстающая нашему взгляду картина отнюдь не статична. Остров журавля создает иллюзию движения. Композиция выстроена настолько динамично, что кажется, будто остров плывет, неся на себе огромную сосну. На противоположной стороне располагается вторая беседка, однако заметить ее практически невозможно, особенно летом, когда растения перекрывают вид на нее почти полностью. Размеры водоема (около 130 квадратных метров), его форма, деревья, касающиеся ветвями воды, яркие силуэты карпов, то появляющиеся у поверхности, то исчезающие в глубине, молчаливые камни – все это создает атмосферу тайны. Хочется находиться здесь бесконечно долго, постепенно отрешаясь от окружающей действительности и погружаясь в свой собственный, внутренний мир.

сад Александра Толоконникова

Таким образом, японский сад Александра, по его выражению, представляет собой «выстроенную во времени и пространстве последовательность заданных воздействий на зрителя». Прогулка по нему является первой ступенью переключения сознания на другой уровень, подготовкой к заключительному аккорду в чайном павильоне – медитации, чайной церемонии или же просто отдыху, расслаблению. Меняющиеся погодные условия, освещение и время года обусловливают неповторимость воспринимаемых нами картин, а многозначность символов стимулирует фантазию, заставляя работать воображение.

сад Александра Толоконниковасад Александра Толоконникова

В каждом уголке, в каждом камне, дорожке, скамейке ощущается живой образ самого автора сада, так, будто бы мы постоянно ведем с ним диалог. И это еще один из приемов, которыми пользовались японские дизайнеры. Присутствие создателя не только как архитектора или садовника, но также и как мистика. Впрочем, на это последнее обстоятельство в саду Александра имеется и более ощутимый указатель – это фигурка Будды. Находится она около входа в одну из беседок. Вот как сказал про нее сам Александр: «Это каменная фигурка Будды. Мне он нравится. Иногда мне кажется, что это не Будда, а я. Ну, или мой друг, очень близкий».

сад Александра Толоконниковасад Александра Толоконникова

Почему же у Александра, не японца по происхождению, получился такой настоящий японский сад? Может быть, потому что он не только ландшафтный дизайнер, но также профессионально занимается коучингом, является мастером у-шу, много путешествует? Или потому, что он по-настоящему любит японские сады? Не только чувствует их, но и понимает, знает? Ведь только человек, который влюблен в японские сады, может сказать: «Если бы меня попросили сравнить с чем-нибудь японский сад, я бы, пожалуй, сравнил бы его с дыханием спящего ребенка и спящего старика. Встреча с японским садом - это как встреча с собой таким, каким ты пришел и каким уйдешь из этого мира».

сад Александра Толоконниковасад Александра Толоконникова

сад Александра Толоконниковасад Александра Толоконникова

Японский сад в России

Автор фото - Александр Толоконников

Текст - Ирина Андрианова

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshin-sad@mail.ru

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00