Сад Елены Асташкиной

 

Японский сад в России

Площадь сада - 15 соток

Начало создания сада - 2004 год

Впервые я увидела фотографии сада Елены в Интернете несколько лет назад и сразу почувствовала, что этот сад мне очень близок. Определив его как японский, начала читать статью. Каково же было мое удивление, когда Лена назвала свой сад не японским! Правда, с оговоркой, что в основе его лежит японская философия. Конечно, я с ней была не согласна. И дело вовсе не в том, что в саду есть японская беседка или камни. Дело в самом образе сада, в тех чувствах, которые он вызывает, в той поэтической грусти, свойственной большинству японских садов и которую я почувствовала в саду у Елены.

Сад Елены Асташкиной

Именно поэтому один из вопросов, которые я задала Елене, интересовал меня больше всего - почему она решила делать японский сад? Или, используя ее выражение, сад, в основе которого лежит японская философия. Получив ответ, я решила привести здесь ответ Елены полностью, так как лучше сказать просто не смогу:

«Только одно словосочетание "японский сад" действовало на меня просто завораживающе. Еще во время учебы в МАрхИ я приобрела книгу «Le jardin japonais». К сожалению, она оказалась на французском языке, но в итоге была залистана мною до дыр. Тщательно изучая каждую деталь, я раскладывала их на составляющие, а потом собирала заново. Затем стала скупать все книги по японским садам. Я не уставала восхищаться той естественной их красотой без сложных замысловатых деталей, пытаясь разгадать их секреты. Мысль, сделать хотя бы кусочек в этом стиле, не оставляла меня. Но как, если на участке стоит совсем неяпонский дом, забор, да и соседние дома-громоздилы? Но ведь так хотелось! Самой главной задачей я считала погружение в художественный образ, а не копирование отдельных элементов из японских книг. Постепенно я осознала, что заученными фразами из японских книг нельзя выразить силу воздействия на нас их природного пейзажа. Мне очень близка философия известного садовника Ogawa Jihei Xl, известного также под именем Уэдзи. В его садах четко прослеживается связь между прошлым, где соблюдены все традиционные каноны и будущим, где умело вводятся черты европейского ландшафтного стиля. Свой сад я называю садом для прогулок в природном стиле, на русский лад, но с японской философией. Ведь от "духа места" избавиться невозможно, и закрыть ладошками окружение нависающих домов не получится, даже если посадить большие деревья».

Сад Елены Асташкиной

Думаю, многие со мной согласятся, что в таком подходе к созданию японского сада заключен секрет успеха? В любви и глубоком изучении предмета, в анализе садов и вдумчивом применении техник и приемов. Кроме того, Елена побывала во многих садах и парках Японии: «Так как я тщательно изучала все книги, то, приехав туда, испытала ощущение, что я здесь уже была. Но самое сильное эмоциональное впечатление осталось от сада мхов Сайходзи (Киото) и городского парка в г. Нара. Также мне понравились современные японские придомовые садики в жилых кварталах, на примере которых можно поучиться совмещать прошлое и настоящее». Интересно: вроде бы разные сады, и мне довольно сложно проследить пристрастие Елены к определенному типу японского сада. Таинственный Сайходзи, сад-храм; гостеприимный парк для прогулок, где свободно расхаживают олени; небольшие частные сады, доступ куда часто и вовсе ограничен. И сад Елены, на первый взгляд, совсем другой.  И все же в чем-то близкий по ощущениям: открытый и закрытый одновременно, где четкие линии перемежаются размытыми мазками, а цветовые всплески не противоречат, а подчеркивают монохромность и строгость. В каждом весеннем цветке, в каждом камне, в каждом повороте дорожки здесь чувствуется образ автора, вложившего в этот сад душу.

Сад Елены Асташкиной

Сад Елены Асташкиной

Сад Елены Асташкиной

В самом начале Елена составила план своего сада. Однако он оказался, выражаясь ее словами, «наивным и неосмысленным». Второй план был быстро прорисован, но гораздо глубже осознан. Впоследствии он обрастал новыми идеями в процессе строительства. Сад сам подсказывал, что ему мешает, а что нравится, автору оставалось только прислушиваться. Несмотря на то, что участок находится на склоне, перепад высоты был небольшим – около двух метров. Елена усилила его. Теперь в саду есть два больших холма. На одном из них посажены клены гиннала, яркими огнями вспыхивающие в осенний период, на другом – спиреи, создающие дополнительный объем на холме.

Сад Елены Асташкиной

Сад Елены Асташкиной

Для Елены самым трудным в создании сада было приблизить его к существующей реальности. Органично вписать в него и огородик, и стоянку для машин, и мангальную зону. Постараться, по возможности, скрыть соседские дома и «пейзажи», которые совсем не вписываются в сад. «Вызвать ощущение, что, хотя и гуляешь по 15 соткам, на самом деле находишься в большом саду, где за каждым поворотом ожидает что-то новое». Вторая сложность – дороговизна и трудоемкость. Ведь для того чтобы расставить большие камни, необходимо использование техники. Именно поэтому зачастую приходилось отказываться от камней больших размеров, выбирая те, которые можно установить с помощью рабочих.

Сад Елены Асташкиной

Сад Елены Асташкиной

В своей вступительной статье я отнесла сад Елены к эрмитажным садам. Хотя, правильнее было бы говорить лишь о некоторых приемах и элементах. Эрмитажные сады – это, по сути, те же прогулочные сады, но меньших размеров. Они принадлежали аристократам, которые, уйдя от дел, становились литераторами, художниками, священниками и мастерами чайной церемонии. Одна из основных особенностей этих садов – их сложная структура, благодаря которой путь через сад становился длинным, отчего сам сад казался гораздо больше. Этот путь приводил, в конце концов, к уединенному месту для медитаций. Внимательно рассматривая сад Елены, я обратила внимание, что дорожки там никогда не проложены прямо, по кратчайшему расстоянию. Где-то они огибают плотные посадки спирей, где-то обходят камень. Иногда разросшиеся камнеломки буквально заставляют посетителя выбрать иной путь, более длинный. И эти дорожки приводят к японской беседке для ожидания, где можно медитировать, читать, изучать что-либо. По словам самой Елены, в этой беседке бывает приятно поспать или с кем-то просто поболтать.

Сад Елены Асташкиной

Сад Елены Асташкиной

Елена виртуозно работает с формами растений. Одно из ее любимых растений – спирея «Little princes». Честно говоря, вначале я даже подумала, что это самшиты и азалии - так живописно они обнимают камни. Но, конечно, в нашем климате сажать такое количество нежных растений Елена, будучи профессиональным ландшафтным дизайнером и хорошо зная растения, не стала бы. Она подыскала им достойную замену. Вообще, глядя на этот сад, понимаешь, что здесь нет ничего лишнего и случайного, каждый кустик занимает свое место, каждый камень играет свою роль в композиции сада. Ничего не хочется добавить или убрать. Сама Лена говорит, что работа с растениями для нее – самое приятное и легкое дело. В питомник она едет не со списком предполагаемых покупок, а с «образом и своим чувством от будущего сада». Она считает очень важным уметь отказываться от понравившегося растения, чтобы не испортить цветовую гамму и композицию сада.

Сад Елены Асташкиной

Сад Елены Асташкиной

Сад Елены Асташкиной

Все больше проникая в глубину замысла Елены, понимая, насколько ее сад индивидуален и самобытен, в конце концов я осознала, что отнести его к какому-либо определенному типу невозможно. Здесь можно встретить море из гравия с островами (сухой пейзаж), беседку для ожидания и пошаговые дорожки (элементы чайных садов), есть место в доме, откуда можно любоваться садом как картиной, раздвинув окна, точно также как в садах для созерцания (сады при дзенских монастырях или сады цубо). В результате талантливого сочетания всех этих элементов мы видим уникальный японский сад, который я бы, скорее, назвала «садом-загадкой». Плавные очертания массивов растений, подернутые солнечной дымкой первоцветы, таинственная беседка, наполовину скрытая в зарослях высоких кустарников, яркие прощальные вспышки осенних кленов – во всем этом есть нечто неповторимо романтичное и лирически-грустное.

Сад Елены Асташкиной

Сад Елены Асташкиной

И кажется мне, что догадка моя верна, что Елена сознательно не раскрывает свой сад до конца. Она словно бережет для одной себя нечто личное и сокровенное, оставляя это за рамками своих чудесных фотографий и показывая лишь то, что положено видеть стороннему наблюдателю. Но я продолжаю надеяться, что когда-нибудь мы сможем проникнуть в тайну этого прекрасного сада. Тем более что у Лены много идей и планов на будущее. Переделываются входные ворота, водопад, на очереди стоит создание беседки в современном стиле, нависающей над водой. Особенно меня заинтриговало название веранды – «веранда лунного света», на которой можно любоваться луной, роняющей отблеск на гравийные отсыпки, «слушать звуки дождя и пение лягушек у себя в пруду».

Сад Елены Асташкиной

Закончить рассказа об этом удивительном саде мне хотелось бы еще одной цитатой из письма Елены, пусть даже в чем-то она противоречит моему мнению: «...чтобы так тонко чувствовать, надо быть японцем – поэтом. К сожалению, я всего лишь ландшафтный дизайнер, пытающийся чувствовать как они. Но научиться этому по книжкам невозможно. Можно говорить об этом, можно делать это, и пусть даже будет казаться, что неплохо, но так тонко и глубоко, как у них, не получится. Менталитет иной. Мы все время куда-то спешим и как бы между прочим делаем свои сады. Но все известные японские сады создавались чуть ли не веками целыми династиями, передававшими свою любовь и знания из поколения в поколение. Может в этом и есть сила их притягательности?»

Сад Елены Асташкиной

Японский сад в России

Текст и фото - Ирина Андрианова

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshin-sad@mail.ru

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00