Сад Глеба Успенского

 

Японский сад в России

Площадь сада - 9 соток

Начало создания сада - 2010 год

Сад Глеба находится недалеко от Санкт-Петербурга. Исходной идеей при разработке плана было создание водоема, где могли бы жить карпы, и на который можно было бы любоваться в любое время года. Отсюда и подходящее название – Сад Воды и Холмов.

сад Глеба Успенского

Первоначальный вариант пруда был простой – в виде слегка изогнутого овала. Один из берегов Глеб закрыл деревянными мостками, переходящими в центре в настил, на котором можно было отдыхать возле воды. Другой берег он засыпал гравием. Уже тогда в саду чувствовался намек на Японию. Но, как оказалось, вскоре он превратился в настоящее японское чудо.

Глеб несколько раз был в Японии, посетил многие сады, как известные, так и мало разрекламированные. Под влиянием этих путешествий стал меняться и его сад. В первую очередь изменился главный герой. Вместо небольшого пруда появился настоящий природный водоем, сложной формы, с плавными береговыми линиями, с заливами и островами, с впадающим в пруд ручьем и выступающими из воды камнями, напоминающими затонувшие скалы. Исчезли деревянные мостки, теперь дно и берега выложены красивой округлой галькой. Такое мощение часто можно встретить в японских садах прогулочного типа.

сад Глеба Успенского

сад Глеба Успенского

Два моста соединяют между собой берега. Первый – плоский, сделан из большого цельного куска камня.

сад Глеба Успенского

Второй - полукруглый, деревянный. Нижняя его часть задекорирована бамбуковым полотном. Возле этого мостика, на выступающем камне, притаился маленький японский фонарь, сделанный из камня.

сад Глеба Успенского

В саду Глеб использует, в основном, два типа камня: темный – шунгит, светлый – адыгейский степняк. Ему удается гармонично сочетать эти камни, так что они смотрятся единым целым, воплощая в жизнь концепцию инь-ян. Глеб говорит, что в работе с камнем он руководствуется чувством, интуицией, но этому предшествовало тщательное изучение и анализ садов, увиденных в Японии, многократный просмотр фотографий, книг и журналов. Именно поэтому каждый из камней стоит там, где он должен стоять, их позиция четко выверена и логична.

сад Глеба Успенского

Как и у многих из нас, сад Глеба окружен соседними участками. Поэтому забор здесь довольно высокий, выше двух метров. Дизайн одного из соседских участков Глеб превратил в продолжение своего сада, сделав его в японском стиле.

сад Глеба Успенского

Переход осуществляется через крытые ворота. Забор и калитка отделаны тростниковыми матами, прижатыми толстыми бамбуковыми стволами. По верху изгороди также проходит бамбук. Мне показалась интересной идея накрыть его металлическим желобом. В нашем климате бамбук, несмотря ни на какие пропитки, темнеет, на нем появляется чернота, которую необходимо практически каждый год счищать. Кроме того, нужно следить, чтобы зимой в стволах не застаивалась вода, иначе, при замерзании, лед может расколоть их. Такая защита сверху, несомненно, облегчит уход и продлит жизнь бамбуку.

сад Глеба Успенского

В саду есть беседка – небольшое деревянное здание с четырехскатной крышей. Она смотрится очень просто и, если бы не открытая передняя часть, вполне была бы в духе романтической хижины отшельника времен 16 века. В одной из стен есть маленькое круглое окошко, а сама беседка слегка прикрыта листьями девичьего винограда. Этот скромный домик для чаепитий как нельзя лучше вписывается в японский сад.

сад Глеба Успенского

В саду Глеба продуманность чувствуется не только в отношении камней, но и в случае с растениями. Несмотря на общее впечатление природного сада, при ближайшем рассмотрении оказывается, что буквально каждое дерево или куст здесь сформировано руками Глеба и его жены Екатерины. Иногда бывают очень неожиданные решения. Так, после одной из поездок в Японии, где семья Глеба любовалась цветением сакуры, решено было изменить старые яблони, сделав их плакучими. Были убраны все вертикально растущие ветки, а также лишние, загущающие, и с тех пор яблоня превратилась в сакуру, оживив облик уголка возле пруда своими изогнутыми очертаниями.

сад Глеба Успенского

Очень много в саду и стриженых растений. В большинстве случаев для этих целей берутся японские спиреи. Где-то они образуют единые массивы, где-то стригутся под полусферы. Больше всего Глебу нравится использовать японские спиреи «Japanese Dwarf», так как из них получаются самые плотные карикоми (сформированные в виде плотных подушек кустарники или изгороди). Но и другие сорта здесь встречаются, такие как «Little Princess», «Golden Princess», «Goldflame». Формируются под японский стиль также хвойные растения: сосны, можжевельники.

сад Глеба Успенского

сад Глеба Успенского

 

Есть в саду и пара драконов.

сад Глеба Успенского

сад Глеба Успенского

Одна из основных черт этого сада, которая меня сильно привлекает – смелость дизайнерских решений. Глеб не боится использовать в саду такие элементы, которых многие постарались бы избежать, боясь несоответствия сада и окружающей среды. Но автор сада делает это с таким тактом и так продуманно, что все детали смотрятся очень органично и естественно. Правда, нельзя не отметить, что и архитектура зданий к этому располагает – все постройки на участке похожи на японские домики. Мне кажется, что, побывав в Японии, Глеб просто захотел жить в этом сказочном мире, и стал создавать его на участке, доказывая тем самым, что у нас в России можно построить великолепный японский сад.

сад Глеба Успенского

Таким смелым решением я называю, в первую очередь, оформление зоны возле бани. Так как Глеб и его семья являются поклонниками японских бань, он решил создать у себя на участке настоящий ротэнбуро. Как известно, Япония славится своими горячими источниками – онсэнами. Точно так же, как мы в отпуск едем к морю, японцы проводят свои выходные на геотермальных источниках, где можно не только отдохнуть, но и поправить здоровье. Онсэны могут быть оборудованы как внутри помещения, так и снаружи. Последние называются ротэнбуро.

Зона онсэна в саду Глеба огорожена низким бамбуковым заборчиком. Дно выложено такой же галькой, что и дно пруда, с которым соединена купальня.

сад Глеба Успенского

За три часа до принятия ванн растапливается печь на дровах, подогревающая воду в специальной деревянной емкости (офуро) из лиственницы. Затем вода самотеком подается в ротенбуро через трубу с уклоном.

сад Глеба Успенского

После использования, обычно на следующий день, когда вода остывает, она сливается насосом. Водопад у ротенбуро называется «убежище спящего дракона».

сад Глеба Успенского

сад Глеба Успенского

Окружение онсэна похоже на то, которое часто встречается в японских рёканах, расположенных при горячих источниках. Сидя в воде, можно любоваться водоемом и прекрасным садом; за спиной, у забора, покрытого бамбуковыми матами, находится каменная чаша тёдзубати; а в стороне виднеется кусочек сада камней.

сад Глеба Успенского

сад Глеба Успенского

сад Глеба Успенского

От сада камней дорожка ведет к дровнице.

сад Глеба Успенского

За поворотом, справа - абстрактная композиция из черных камней. Кроме изящного клена ложнозибольдова других деревьев здесь нет. Его нежные очертания контрастируют со строгой геометрией дорожки, линий на заборе и самими камнями. И именно этот одинокий трогательный клен является финальным штрихом, необходимым для завершения японской картины.

сад Глеба Успенского

Мы минуем японские изгороди содэ-гаки разной высоты и оказываемся у выхода.

сад Глеба Успенского

Но сад на этом не заканчивается. С внешней стороны забор покрыт тростниковыми матами, как бы подготавливая посетителей к тому, что ждет их внутри. А вдали виднеются японские ворота тории.

сад Глеба Успенского

Тории в Японии, как правило, устанавливают в садах при храмах. Здесь же они ведут в священный лес.

сад Глеба Успенского

Как-то Глеб рассказал, что, общаясь с японским дизайнером садов, он пытался выяснить, где какой камень нужно ставить. На что тот ему ответил: «А не все ли равно? Я ставлю, чтобы было красиво». Возможно. Но мне кажется, японец немного слукавил. Ведь чтобы было красиво, так, как у них, нужно чувствовать и понимать японский сад. А понимание все равно основывается на знаниях. И, если есть за плечами знания, тогда уже можно положиться на чувства и интуицию, чтобы получился такой прекрасный сад, как Сад Воды и Холмов.

сад Глеба Успенского

сад Глеба Успенского

сад Глеба Успенского

сад Глеба Успенского

сад Глеба Успенского

Японский сад в России

Фото и текст - Ирина Андрианова

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshin-sad@mail.ru

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00