Сад Надежды Агуловой

 

Японский сад в России

Площадь сада - 1,5 сотки

Начало создания сада - 2006 год

Однажды, в разговоре о японских садах Надежда высказала интересную мысль о том, что в каждом из них можно услышать свою музыку. «Может, использовать эти ощущения как критерий? Вошла в садик и слушаешь себя, какая музыка звучит? Мажорная - значит что-то не так, а если минорная - значит что-то получается». Наверное, человеку, который любит японские сады, эта фраза будет понятна и близка. Конечно же, минорная музыка отнюдь не означает тоску или страдания, скорее, это перевод на русский понятия «моно-но-аварэ» (печальное очарование вещей), которое лежало в основе японского искусства периода Хэйан. Когда к эмоциональным переживаниям в момент любования природой примешивается привкус горечи из-за понимания мимолетности мгновения, недолговечности и изменчивости всего сущего. И именно такого минорного звучания добивалась Надежда в своем японском уголке. При строительстве своего сада она не ставила задачу следовать строгим канонам, а отдавала предпочтение своим ощущениям и интуиции. Однако и теоретическими знаниями не пренебрегала, признаваясь, что для того чтобы эти чувства возникли, необходимо было сначала погрузиться в литературу по японским садам.

сад Надежды Агуловой

А начиналось все достаточно прозаично. На участке в 25 соток, в самом дальнем его конце, оставался совершенно заброшенный большой угол с глинистой землей, на которой мало что могло расти. Устав от кошения дикой травы, Надежда решила посадить там немного растений, а остальную территорию засыпать гравием, тем самым облегчив себе уход за садом. Словно прочитав ее мысли, друзья подарили ей японский фонарик. Вскоре после этого Надя увлеклась дальневосточными растениями, а потом пришел интерес и к японским садам. Были куплены книги, она искала информацию в журналах, начала участвовать в обсуждениях в Интернете.

сад Надежды Агуловой

сад Надежды Агуловой

Закрытое со всех сторон высокими деревьями, это место очень понравилось нежным растениям, а довольно большой водоем создавал необходимую им влажность в летний период. Роль японских кленов здесь играют клен маньчжурский и ольха imperialis. Рядом подрастает клен ложнозибольдов, а ивы, спиреи и, что самое удивительное, клен гиннала стригутся в форме полусфер. Надежда также занимается формированием сосен. Несмотря на то, что участок абсолютно плоский, стриженые кустарники создают иллюзию рельефа - островов, между которыми извивается гравийная дорожка-речка, то сужаясь, то растекаясь по всей ширине. Цветущих растений, за исключением рододендрона и ирисов, в саду нет. Сдержанное отношение к цвету – один из важных принципов японского сада, которого старалась придерживаться Надя. Зато осенью клены, чувствуя себя полноправными хозяевами, усиливают то самое печальное очарование, которое так ценилось японскими художниками и поэтами.

сад Надежды Агуловой

Как признается Надежда, важнее всего для нее было добиться гармонии в этом месте, сделать так, чтобы этот уголок был интересен для нее и для тех, кто заходит им полюбоваться: «Не так уж и сложно повторить красивую картинку, а вот наполнить ее чувством, смыслом, глубиной...» Поэтому растения приходилось пересаживать, камни перемещать по нескольку раз, пробовать разные формы стрижки кустарников, пока результат окончательно не устроит. Особенно боялась Надежда перегрузить свой сад японскими деталями, достигнув при этом обратного эффекта. Даже фонарь в саду стоит лишь потому, что дорог как подарок. На самом же деле в этом месте Наде видится большой, красивый камень, «как бы гора, заросшая кленами, соснами и азалиями». Но пока такой камень ей не встретился.

сад Надежды Агуловой

сад Надежды Агуловой

сад Надежды Агуловой

Так как уголок имеет Г-образную форму, увидеть его целиком с одного места невозможно, одна сторона всегда будет скрыта от наблюдателя за поворотом. К сожалению, пока на фотографиях представлена только первая часть сада, вторая же еще не готова для показа. Думаю, будет очень интересно посмотреть на результаты через некоторое время, тем более что, насколько мне известно, у Надежды есть планы по созданию там острова черепахи.

Несмотря на мое восприятие этого уголка как японского, я так и не смогла выделить какие-либо четкие признаки, по которым его можно было бы отнести к тому или иному типу японского сада. Сама Надежда хотела лишь дать намек на японский стиль, создать загадку. Думаю, это у нее получилось, здесь действительно мы видим полутона и намеки. Но вот что мне показалось интересным: на рабочем столе Надежды стоит заставка с изображением одного японского сада. Это Исуи-эн в городе Нара.

Сад Исуи-эн

Он состоит из двух частей, первоначально бывших двумя различными садами. Та часть, которая нравится Надежде, была создана в конце девятнадцатого века богатым купцом, последователем одной из самых известных школ японской чайной церемонии – Урасэнкэ. Поэтому на территории этого сада есть несколько чайных домиков и дорожки, ведущие к ним. Одна из таких дорожек проходит через большой водоем, а другие организованы вокруг него. Пруд выполнен в форме иероглифа «мидзу» - «вода». Да и само название «Исуи-эн» означает «сад, созданный на воде». Казалось бы, между японским уголком Надежды и садом Исуи-эн нет ничего общего, они разные, как по размерам, так и по назначению, восприятию. Но это только на первый взгляд. Приемы, которые были использованы в обоих садах, похожи!

Первое, что привлекло мое внимание – это два способа осмотра японского уголка Надежды. Один из них – это прогулка непосредственно по саду. Другой – любование садом с противоположной стороны водоема, где специально для этого положены толстые стволы деревьев, выполняющие роль скамеек. Здесь сад предстает перед нами как панорамная картина в обрамлении высоких деревьев, на которую можно смотреть издалека. В этом случае водоем как бы включается в японский уголок, тем самым значительно увеличивая его размеры еще на сорок квадратных метров. Картинка меняется в зависимости от времени года. Весной над сочной зеленью парят, словно бабочки, сиреневые цветки ирисов. Летом, особенно если стоит сухая погода, водоем может немного пересыхать, становясь похожим на болотце, заросшее тростником и осокой. Осенью вода снова наполняет пруд, а на противоположном конце яркими огнями вспыхивают клены, устилая гравий оранжевым ковром. Зимой же роль первой скрипки переходит к злакам, замороженными снопами возвышающимся над скованной льдом гладью воды. Если взглянуть на большинство фотографий сада Исуи-эн, мы заметим, что одна из самых интересных точек обзора точно находится на другой стороне водоема, и мы воспринимаем картинку таким же способом, как и сад Нади.

сад Надежды Агуловой

сад Надежды Агуловой

сад Надежды Агуловой

Еще одна деталь: сад Исуи-эн считается одним из наиболее известных примеров использования заимствованного пейзажа. Три горы включены в композицию сада. Лес на них как бы перекрывается садовыми деревьями, стирая границу между задним и передним планом и увеличивая, тем самым, фактические границы сада. Точно такой же прием использовала и Надежда. Она не только включила в свой уголок высокие деревья соседнего участка, но и не стала закрывать часть забора бамбуковой ширмой, благодаря чему кажется, что сад продолжается дальше.

сад Надежды Агуловой

Таким образом, сад Надежды является удачным синтезом прогулочного сада и сада-картины, которой нужно любоваться с определенного места. А вот что Надежда как-то сказала о своем саде: «Для меня японский сад - территория, которая делает мой сад интереснее. Все, кто заходит в гости, обязательно идут посмотреть, что у меня новенького в садике; внуки любят в него заходить, камушки в пруд побросать. Конечно, мой садик еще очень молод, думаю, что с каждым годом он будет смотреться все естественней, камни покроются мхами, рододендроны подрастут и, надеюсь, получится придать соснам необходимый вид. А в планах уже продолжение садика…». Будем ждать!

Японский сад в России

Автор фото - Надежда Агулова

Текст - Ирина Андрианова

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshin-sad@mail.ru

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00