японский сад

 

Японский сад в России

                                                                                                             

Японские сады. Мало кто остается равнодушным к их красоте. Они очаровывают нас одновременно своей сложностью и простотой, где талант человека и божественная первозданность идут рука об руку, своей открытостью и, в то же время, тайной, которую не всегда под силу разгадать даже самим японцам. Это сады, где чувственность тоненькой веточки способна вызвать волну глубоких переживаний или воспоминаний, а камень, утонувший в белом песке, погружает нас в мысли об устройстве мироздания. Мы смотрим на картины сада, словно нарисованные талантливым художником, и в голове невольно рождается мысль: «Мне бы хотелось проснуться утром, взять чашечку кофе, и долго сидеть на этой веранде, наблюдая, как тихо скатывает роса с дрожащего листка. Мне бы хотелось всматриваться в прожилки этого хмурого камня, каждый раз находя в нем что-то новое, слушать звук воды, выливающейся из бамбуковой трубки, следить, как падают в пруд капли дождя или первые снежинки покрывают белыми кристаллами маленький фонарик. Да, я хочу такой сад!»

И тут, как правило, вы слышите: «Японский сад может создать только японец!», «В России японский сад? Смешно!», «Как можно делать японский сад, если у нас не зимуют японские растения?», «Японский сад наполнен символами. Это храм, куда вход обычным людям заказан». Ну, или еще что-то в этом роде. А потом вам еще и покажут непонятные картинки из Интернета, где нечто с фонариком, а лучше несколькими, гордо именуется японским садом. И вот уже руки у вас опускаются. Мечта так и осталась мечтой, утром вы пьете кофе у себя на кухне, как всегда, торопливо глядя на часы. А потом выходите в сад, ваш родной, красивый и цветущий. Но только не в тот, о котором мечтали вы...

Я тоже в свое время прошла через все это, и меня посещали такие мысли. Были сомнения, что не получится, что только насмешу людей. Но желание иметь сад, японский по духу, было столь сильным, что я решилась. Интересуясь японскими садами все больше, я знакомилась с новыми людьми, многие из которых так же любили эти сады, а кое-кто и не боялся создавать. Среди них были и те, кто уже преодолел свои сомнения. Кто-то был еще на полпути, а кто-то уже мог показать первые успехи. У одних это был целый сад, другие отвели под него небольшой кусочек земли. Кто-то профессионально занимается садами, а у кого-то это лишь увлечение. Глядя на эти сады, начинаешь понимать, что вовсе не обязательно старательно запрятывать пятнадцатый камень так, чтобы его не было видно, как в саду храма Рёандзи, не обязательно знать в совершенстве основы чайной церемонии, не обязательно сбиваться с ног в поисках настоящего каменного фонаря или пагоды. Достаточно любить природу так, как любят ее японцы. Увидеть в ней нечто, что захочется воспроизвести в своем саду: попытаться уловить музыку водопада и воссоздать ее в тоненькой струйке ручейка; запомнить очертания гор или холмов, и повторить их у себя в саду, расположив особым образом камни. А может быть, вас очаровывает безлюдный берег океана, и вы найдете его черты в синем отблеске мокрой после дождя щебенки?

Сады, которые я хочу здесь показать, не все изначально задумывались как японские. Некоторые авторы хотели дать только легкий намек на восточный стиль, а кто-то и вовсе не планировал создавать японский сад. Что же объединяет эти сады?

Я сравнивала фотографии, стараясь найти нечто, что помогло бы мне вывести формулу создания японского сада у нас в России. Абсолютно точно, что размер сада не столь важен. Сады, рассматриваемые в данной статье, занимают площади от одной сотки до одного гектара. Размер может повлиять лишь на тип японского сада. Вернее, на его приближенность к определенному типу. Большие территории могут быть решены в стиле прогулочного сада, как это сделано у Светланы Чижовой. Сады поменьше могут быть с оттенком дзэн, как у Елены Глубоковских. Сад Елены Асташкиной достаточно близок к эрмитажным садам. Часто под японский сад выделяется всего лишь часть большого сада, как это сделано у Александра Толоконникова или у Наталии Жуковой. Оба эти сада являются по своей сути чайными, а у Александра там даже проводятся чайные церемонии. Самые маленькие японские уголки занимают площадь в одну-полторы сотки, и, как мне кажется, ближе всего стоят к цубо, благодаря своей лаконичности, закрытости и назначению. Таковы японские уголки Татьяны Матрусовой и Надежды Агуловой.

Может быть, общим является выбор материала? Несомненно, в каждом из рассматриваемых садов есть такие элементы как камень и вода. Правда, у кого-то сделан больший акцент на камень, у кого-то предпочтение отдано воде, а где-то роль воды и вовсе выполняет отсыпка. Общим также является наличие японских растений или растений, сходных по фактуре с японскими. Однако беседка, бамбук, фонари, японские дорожки, мостики и острова встречаются отнюдь не во всех садах. Таким образом, элементы – это важная, но вовсе не определяющая часть японских садов.

Также нельзя сказать, что все эти сады имеют рельеф. Если у Елены Асташкиной сад расположен на склоне, то в садах Светланы Чижовой и Александра Толоконникова холмы созданы искусственно. У Елены Глубоковской, Наталии Жуковой, Татьяны Матрусовой и Надежды Агуловой сады находятся на плоской местности, и лишь невысокие острова придают объем ландшафту.

Так почему же я определила все эти сады как японские и настолько попала под их очарование, что решила рассказать о них вам? Попробую объяснить. У японцев, как известно, особое отношение к природе. Они не просто любят ее, они не отделяют себя от природы. Возможно, именно поэтому так велико воздействие на нас японских садов. Созданные руками человека, они кажутся нам абсолютно естественными: в очертаниях холмов, камней, водоемов мы улавливаем знакомые картины природы, пейзажи, поразившие нас во время путешествий или те, что мы помним из детства.

Мне кажется, для того чтобы создать японский сад, мало просто составить план, посадить растения и расставить камни. Мало сделать водоем или ручей, проложить пошаговые дорожки или найти место для фонаря. Только те, кто проникся духом японского сада, прочувствовал его красоту и полюбил, способны создать сад, который можно назвать японским. И именно это качество объединяет авторов садов, о которых я рассказываю. Понимание природы, чувство красоты и, безусловно, талант позволили им сделать замечательные японские сады. В них выражена личность создателя.

И вот я встаю на его место…

В этой беседке я бы сидела утром, наблюдая, как солнце постепенно высвечивает округлые контуры кустарников. Сюда я бы обязательно прибежала во время дождя и смотрела, как крупные капли образуют пузыри в пруду, распугивая рыбешек. А потом протянула бы руку, позволив ливню намочить ее, и словно приобщить меня к тайне сада. А здесь я бы хотела оказаться вечером, на закате, сидеть на ступеньках, кутаясь в теплый плед, и ни о чем не думать, просто погружаться в ночь вместе с засыпающим садом.

Начиная писать статью, я планировала сказать лишь несколько слов об этих садах, в каждый из которых я влюблена, и показать фотографии. Для этого попросила авторов ответить на несколько вопросов. Однако ответы оказались настолько интересными, что я поняла: сказать пару слов – это не сказать ничего. Поэтому каждый сад я выделила в отдельную главу. А еще очень надеюсь, что со временем смогу добавить другие замечательные примеры наших японских садов.

Давайте посмотрим на эти прекрасные сады, созданные не где-нибудь в Японии, а у нас, в России, профессионалами и любителями, которых объединяет одно – любовь к японским садам. Каждый сад уникален. Каждый обладает неповторимым очарованием. И я надеюсь, что знакомство с опытом авторов поможет вам выбрать свое направление и сделать свой японский сад.

Японский сад

Глеба Успенского

Японский сад

Александра Толоконникова

Японский сад

Елены Асташкиной

сад Глеба Успенского
сад Александра Толоконникова
сад Елены Асташкиной

Японский уголок

Татьяны Матрусовой

Японский уголок

Наталии Жуковой

Японский уголок

Надежды Агуловой

сад Татьяны Матрусовой
сад Наталии Жуковой
сад Надежды Агуловой

Японский сад

Светланы Чижовой

Японский сад

Ирины Андриановой

Японский сад

Елены Глубоковских

сад Светланы Чижовой
сад Ирины Андриановой
сад Елены Глубоковских

 

Отзывы и комментарии

 

Я выражаю огромную благодарность авторам, предоставившим фотографии своих садов.

Ольге Сумароковой, талантливой художнице, за ее рисунки садов в стиле китайской живописи.

Татьяне Николаевне Матрусовой за ее профессиональные консультации по японским садам.

Ирина Андрианова.

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshin-sad@mail.ru

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00