Сад Светланы Чижовой

 

Японский сад в России

Площадь сада - 1 гектар

Начало создания сада - 2007 год

Японский сад, о котором пойдет речь, находится на севере Московской области. Он занимает территорию в 1 га, почти половина из которой – лес. Автор сада, профессиональный ландшафтный дизайнер, Светлана, признавалась, что ей всегда хотелось попробовать свои силы в создании именно японского сада. У нее даже были мысли о том, чтобы сделать такой садик для себя, на своем собственном участке. Кроме того что японские сады очень нравятся Светлане, ей было также интересно попробовать «связать японскую стилистику с нашим менталитетом». И вот, наконец, такая возможность представилась. Заказчица часто бывала в Японии по работе, где и произошло ее знакомство с японскими садами. Они произвели на нее неизгладимое впечатление, и ей захотелось иметь такой сад у себя на участке. Светлана с радостью согласилась. Она уже и сама была влюблена в японские сады, а после поездки в Японию «легкая влюбленность» переросла в «настоящую страсть».

Сад Светланы Чижовой

Думаю, не ошибусь, если скажу, что сад Светланы – один из самых больших японских садов в России. По крайней мере, мне не доводилось встречать ни в жизни, ни на фотографиях проектов такого масштаба (за исключением японского сада в ГБС). Тем интереснее оказался выбор стиля – сад построен в духе прогулочных садов, характерных для Японии 17 века. В то далекое время страна проводила политику самоизоляции от внешнего мира. Богатые феодалы, дайме, не имея возможности путешествовать, старались в своем саду создать некий прекрасный мир, где во время прогулки можно было бы любоваться известными реальными, поэтическими или мифологическими пейзажами. Как правило, сады эти были довольно больших размеров. Поэтому выбор такого направления в работе Светланы был, несомненно, наиболее удачным.

Композиционным центром сада является водоем с двумя островами. Форма пруда с отходящим от него ручьем напоминает очертаниями летящего дракона или морского ската. Сад покрыт сетью основных и вспомогательных дорожек, и маршрут позволяет обойти всю территорию, любуясь меняющимися картинами. По пути предусмотрено несколько мест для отдыха: беседки или скамейки. Часто дорожки раздваиваются, предлагая на выбор то или иное направление. Можно пройти в «Павильон четырех картин» или к другой беседке; постоять на мостике, глядя на ручей или же обогнуть его справа; сделать большой круг по саду или заглянуть в потайной уголок и посидеть на скамеечке. Благодаря такой структуре дорожечной сети прогулка каждый раз бывает новой и интересной.

Сад Светланы Чижовой

Сад Светланы Чижовой

Сад Светланы не только продуман с точки зрения планировки и композиции, здесь также ощущается знание культурологических особенностей японских садов. Например, к одному из островов в водоеме нельзя подойти. Мы не видим ни мостика, ни пошаговых камней в воде. Этот остров изображает мифологическую гору Хорай (западный рай в японской мифологии), где жили святые бессмертные, и достичь которого обычные люди не могли. К другому же острову ведет зигзагообразный мостик (яцухаси). Его изломанная траектория символизирует трудности жизненного пути человека, которые ему приходится преодолевать. Именно поэтому яцухаси, как правило, располагают в болотистых местах или перекидывают через ручей, по берегам которого растут ирисы, символ мужества и стойкости. Японцы считают, что сложная конфигурация мостика является своего рода защитой от злых духов, заставляя их сбиваться со своего пути и не попадать в дом. Яцухаси часто присутствуют в произведениях японской литературы, живописи и, конечно же, в самих садах.

Сад Светланы Чижовой

В саду несколько видов японских фонарей. На одном из них скульптор изобразил когти и чешую дракона. Еще два фонаря являются героями сказки о братьях-близнецах, один из которых занимается философией в Киото, а другой живет в сельской местности.

Сад Светланы Чижовой

Таким образом, прогулка по саду предлагает гостям не только полюбоваться красивыми видами, но и познакомиться с познавательными и увлекательными историями, как придуманными, так и реальными. Светлана применила в этом проекте идею, которая широко использовалась японскими дизайнерами 17 века. Сад – как рассказ. Этот прием давал возможность посетителям узнать многое о культуре и истории своей страны. Так и в саду Светланы мы не только получаем информацию о загадочной Японии, но и связываем ее с яркими зрительными образами, что, безусловно, способствует лучшему восприятию того и другого.

Сад Светланы Чижовой

Также сад украшают две беседки. Очень интересным мне показалось название одной из них – «Павильон четырех картин». И это не случайно. В центре беседки – столб, по которому пущен девичий виноград. Вокруг столба расположена скамейка, сделанная в виде квадрата. В зависимости от настроения, желания, и даже времени года, можно сесть на ту или иную сторону, чтобы полюбоваться определенным пейзажем. Одна из наиболее живописных картин – вид на водоем с островами. На противоположной стороне пошаговая дорожка петляет среди кустарников и уводит к холмам через арку-ворота. Там небольшой сухой сад Дзэн. Третья сторона открывает вид на холм с пагодой, а, повернувшись к четвертой, можно любоваться водопадом.

Кроме беседок Светлана разместила в саду несколько скамеек. Надо отметить, что, несмотря на то, что в маленьких садах японцы лавок не ставят, в парках и больших садах это не только обычное явление, но и необходимое. Ведь, в отличие от небольших садов, часто задуманных как созерцательные, эти сады предназначены именно для пеших прогулок, во время которых иногда нужно отдохнуть. Поэтому в саду Светланы скамейки не только органично вписываются в пейзаж, но и вполне соответствуют назначению прогулочного сада. Привлекает к себе внимание также и интересная форма лавочек: конфигурация спинки мне напомнила иероглиф или очертания синтоистских ворот (тории).

Сад Светланы Чижовой

Очень хотелось бы отметить еще один немаловажный момент. Довольно часто можно встретить мнение, что японский сад не будет смотреться в типично русской природе, с ее березками и елями. Однако сад Светланы, на мой взгляд, - яркий пример того, что это не так. Березовая роща здесь выполняет функцию ширмы, отделяющей японский сад от окружающего мира. На ее фоне особенно трогательно смотрится стройная белая пагода, расположенная на одном из холмов так, чтобы ее можно было увидеть с любой точки сада. Кроме того, как мне кажется, именно березовый лес является связующим звеном между Японией и Россией, как бы помогающим адаптировать культуру другой страны к нашим условиям. Хотя и здесь я бы не стала четко проводить границы. Если взять север Японии, то природа там практически аналогична нашей, и березы - вовсе не редкость. Поэтому, вполне возможно, что, создавая сад, например, на Хоккайдо, японцы использовали бы березовую рощу или ельник как фон, своего рода заимствованный пейзаж. Ведь один из главных принципов создания японского сада – это применение местных видов растений, равно как и характерных для данной области камней.

Сад Светланы Чижовой

Несмотря на то, что сад Светланы японский, он был создан все же для русских людей. И здесь обе культуры великолепно уживаются друг с другом благодаря знаниям и таланту автора. В саду есть место, где можно принимать гостей и жарить шашлыки - большая круглая площадка, но она спрятана от глаз за холмами и посадками больших растений. В дальнем углу участка нашлось место и для плодового сада. По словам Светланы, «плодовые деревья … хорошо вписываются в японский стиль, они напоминают сакуры, которые у нас не зимуют…».

Сад Светланы Чижовой

Когда я смотрю на сад Светланы, у меня возникает ощущение, что он находится в Японии. Думаю, что причиной тому является не только чутье дизайнера и ее исключительный художественный вкус, но и умение автора проникнуть в суть японского сада, пристальное внимание к изучению материала. Талант, умноженный на знания, не могли не привести к такому потрясающему результату. Мне кажется, пример этого красивого сада должен вдохновить тех, кто все еще колеблется, стоит ли создавать японский сад в условиях нашей природы. Ответ – несомненно, да!

Японский сад в России

Автор фото - Светлана Чижова

Текст - Ирина Андрианова

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshin-sad@mail.ru

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00