Японские сады

 

+7 (965) 121-80-60

Дерево в японских садах

Дерево в японском саду играет не менее важную роль, нежели бамбук. Из него сооружаются и японские галереи, и мостики, и настилы. Дерево используется в строительстве беседок. Своеобразным украшением сада станут кормушки для птиц, стилизованные под японские домики. Фонарь из дерева смотрится не менее японским, чем настоящий фонарь из камня, а иногда и больше подойдет под определенное окружение. Скамейки также можно сделать из дерева. Это хоть и спорный элемент для японского сада, но необходимый для русского человека. Поэтому, если мы создадим уголок в японском стиле, можем поставить туда небольшую скамеечку для отдыха.

Скамейка из дерева

Скамейка из дерева

Но первое, на что хотелось бы обратить внимание – это галереи (энгава). Японские галереи представляют собой крытые переходы от одного строения к другому или проходы вдоль дома.

энгава (Obaiin Temple)

крытый проход-галерея (Kennin - ji)

Упоминания о галереях можно найти уже с середины X века. В те времена на участке, окруженном глинобитным забором, центральный спальный дворец соединялся крытыми переходами с другими жилыми строениями. Кроме того, на берегу водоема возводился павильон для рыбной ловли (цуридоно), к которому также вел проход.

крытые проходы-галереи храма Бёдоин, Япония

Однако наиболее популярны галереи стали во второй половине XVI столетия, когда зародился новый тип городского дома – матия. Городское жилище со всех сторон было окружено соседскими домами, вследствие чего комнаты в глубине дома плохо освещались и проветривались. В связи с этим появляется архитектурный стиль омотэя-дзукури. К торговой лавке примыкали жилые комнаты, за которыми располагались складские помещения, мастерская или чайная комната. Все эти помещения хоть и строились отдельно от основного сооружения, но соединялись с ним крытыми переходами. Так освобождалось пространство между строениями, что решало проблему вентиляции и освещения.

В настоящее время, конечно же, таких проблем не существует. Однако крытые переходы и по сей день можно встретить в Японии.

Где же можно их использовать в наших садах? В первую очередь это проходы вдоль дома. В России в зимний период существует опасность схода снега с крыши, а порой и льда. Но часто дорожки бывают проложены как раз в таких местах. Выход есть - по всей длине прохода организовываем навес, строим настил и оформляем это в виде японской галереи. Кроме того, под таким навесом приятно будет постоять в дождь, любуясь красивым видом. А если там никто не ходит, или ходят не часто, положите на настил подушки, как это делают в Японии, и в любую погоду вы сможете посидеть, расслабиться, помедитировать.

энгава (Kodai-ji)

энгава (Ginkakuji Temple)

Еще один вариант – украсить какую-нибудь дорожку в саду. Например, от дома к бане, или к беседке, или к парковке. Плюс ко всему, в зимний период такие проходы будут избавлены от снега, а летом в сильный дождь можно, не торопясь, попасть к нужному месту, совершенно не намокнув.

крытый проход (Kodai-ji)

Следующий элемент, выполненный из дерева – мостики. Когда речь заходит о японском саде, многие представляют себе красные мосты, изогнутые дугой. Однако это не совсем верно. Такие конструкции и цвет, скорее, характерны для Китая. Хотя и в Японии они пользовались популярностью, особенно в эпоху Хэйан, когда китайское влияние было особенно сильным. В то время основным развлечением знати было катание на лодках. Тогда же появились и красные полукруглые мостики (их даже часто покрывали лаком), под которыми можно было проплывать во время водной прогулки. Иногда такие мосты вообще не были предназначены для ходьбы, а являлись лишь декоративным украшением.

Полукруглый мостик

Особенно интересен в этом плане энгэцу. Энгэцу (его еще называют «мост старой луны») – это серповидный мост, который при отражении в воде дает форму полной луны.

мост энгэцу

В Японии можно встретить и, так называемые, крытые мосты, или мосты под крышей. Данные конструкции предназначены для обзора красот сада в любую погоду. Таким образом, они являются и мостом, и галереей, и всепогодной обзорной площадкой.

крытый мост

Примечателен в этом плане сад монастыря Тофуку-дзи, где есть такой мост. Для обзорных целей на нем сделан специальный козырек, вынесенный над самым красивым местом.

крытый мост, сад монастыря Тофуку-дзи

Пожалуй, один из наиболее известных и романтичных мостов - мост яцухаси («яцу» - восемь, «хаси» - мост), который чаще всего состоит из восьми частей, расположенных зигзагообразно. Это пешеходный мост, состоящий из коротких секций, расположенных зигзагообразно.
Часто можно встретить информацию, что такие мосты создавались, так как злые духи не любят прямых линий. На самом деле этот миф не имеет никакого отношения к мосту.
Зигзагообразные мосты в японских садах делались, главным образом из-за того, что они красивы и позволяют продлить маршрут, где каждый новый поворот моста позволяет увидеть сад по-новому.

мост яцухаси. Парк Коракуэн. Япония.

Происхождение его точно не установлено. Но в Исэ-моногатари (повесть об Исэ), собрании новелл, созданном во времена Хэйан (10 век) есть упоминание о месте в провинции Микава, которое называется Яцухаси. И о нем сказано так: «Зовут то место «восемь мостов потому, что воды, как лапки паука, текут раздельно, и восемь брёвен перекинуто через них; вот и называют оттого "восемь мостов"». Именно этому месту герой посвятил свое стихотворение об ирисах Какицубата, тоскуя в разлуке по любимой жене. Правда, мостов как таковых все-таки там не было, были перекинутые бревна или доски. Предположительно с этого времени яцухаси начал употребляться в японской средневековой литературе.

В классическом варианте количество мостков равняется восьми, что символизирует восьмеричный путь постижения истины, который проповедовал Будда. Но на самом деле количество может быть разным.
Мостики яцухаси неустойчивы, так как несут в себе определенный смысл – символ трудностей, подстерегающих человека на этом пути и о бренности его существования. Очень часто один из элементов моста специально плохо закрепляют, делая его шатким. Делается это для того, чтобы намекнуть на всю сложность духовного развития и достижения совершенства. Угол, под которым мостки расположены по отношению друг к другу, тоже может быть разным, бывают даже прямые участки.

Однако до садов эти мостики добрались только к 17 веку. Продвижению в садах образа мостика яцухаси способствовали успехи биологов по разведению ирисов. Ведь образ мостика и ирисов неразрывно связан еще с древних времен. Чтобы любоваться коллекциями, в иридариях стали использовать мостики яцухаси. Однако, в целях безопасности посетителей, мостики стали делать надежными и удобными.
Сначала это были перила. Однако число посетителей таких садов росло, увеличивалось и количество иридариев. Поэтому мостки стали аккуратными, прочными, широкими, но при этом неизменно искривленными по классическому канону. И эти мостики должны были быть окружены огромным количеством ирисов. Длинные искривленные мостки на территории ирисового поля должны были вызывать у посетителей ассоциации с древними яцухаси и добавлять коммерческому образу ирисов ностальгическую нотку.

Таким образом, яцухаси можно построить как на больших территориях, так и на маленьких, где больше трех изломов не поместится. Наиболее удачным вариантом будет мостик, проходящий над небольшим водоемом. Однако, если настоящая вода не планируется, мы можем создать иллюзию заболоченного участка, засадив его ирисами.

мост яцухаси. Парк Коракуэн. Япония. (Korakuen)

Мостики и галереи – далеко не все, что можно сделать из дерева в японском саду. Важную роль играют настилы. Как правило, в Японии скамейки ставят только в больших парках, в небольших же садах их сложно встретить. Зато с ролью того места, где можно посидеть, вполне успешно справляются настилы. Их можно построить около дома или беседки, у водоема. Например, ко дворцу Кацура рикю (XVIIв.) была пристроена площадка цукими-дай, которая переводится как «Помост для созерцания луны». В середине осени луна поднималась точно перед помостом, что позволяло хозяину любоваться ею по вечерам.

Помост для созерцания луны

Также и мы в своем саду можем выбрать наиболее привлекательное в то или иное время года место и соорудить там настил.

настил около купальни, стилизованной под онсэн

Ну и, конечно, не стоит забывать о таких элементах сада, как лестницы. Их тоже можно сделать красивыми, необычными и подходящими к японскому стилю. Ступени из дерева будут хорошо смотреться в японском саду, а обрамление их растениями придаст лестнице неповторимое очарование.

лестница в саду Татьяны Марковой

в начало

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshinsad@gmail.com

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00