Японские сады

 

Дерево в японских садах

Дерево в японском саду играет не менее важную роль, нежели бамбук. Из него сооружаются и японские галереи, и мостики, и настилы. Дерево используется в строительстве беседок. Своеобразным украшением сада станут кормушки для птиц, стилизованные под японские домики. Фонарь из дерева смотрится не менее японским, чем настоящий фонарь из камня, а иногда и больше подойдет под определенное окружение. Скамейки также можно сделать из дерева. Это хоть и спорный элемент для японского сада, но необходимый для русского человека. Поэтому, если мы создадим уголок в японском стиле, можем поставить туда небольшую скамеечку для отдыха.

Скамейка из дереваСкамейка из дерева

Но первое, на что хотелось бы обратить внимание – это галереи (энгава). Японские галереи представляют собой крытые переходы от одного строения к другому.

Японская галерея. Парк Коракуэн. Япония.крытый проход, Ryoanji Temple, Япониякрытый проход-галерея

крытые проходы-галереи храма Бёдоин, ЯпонияУпоминания о галереях можно найти уже с середины X века. В те времена на участке, окруженном глинобитным забором, центральный спальный дворец соединялся крытыми переходами с другими жилыми строениями. Кроме того, на берегу водоема возводился павильон для рыбной ловли (цуридоно), к которому также вел проход.

Однако наиболее популярны галереи стали во второй половине XVI столетия, когда зародился новый тип городского дома – матия. Городское жилище со всех сторон было окружено соседскими домами, вследствие чего комнаты в глубине дома плохо освещались и проветривались. В связи с этим появляется архитектурный стиль омотэя-дзукури. К торговой лавке примыкали жилые комнаты, за которыми располагались складские помещения, мастерская или чайная комната. Все эти помещения хоть и строились отдельно от основного сооружения, но соединялись с ним крытыми переходами. Так освобождалось пространство между строениями, что решало проблему вентиляции и освещения.

Японская галерея энгаваВ настоящее время, конечно же, таких проблем не существует. Однако крытые переходы и по сей день можно встретить в Японии.

Где же можно их использовать в наших садах? В первую очередь это проходы вдоль дома. В России в зимний период существует опасность схода снега с крыши, а порой и льда. Но часто дорожки бывают проложены как раз в таких местах. Выход есть - по всей длине прохода организовываем навес, строим настил и оформляем это в виде японской галереи. Кроме того, под таким навесом приятно будет постоять в дождь, любуясь красивым видом. А если там никто не ходит, или ходят не часто, положите на настил подушки, как это делают в Японии, и в любую погоду вы сможете посидеть, расслабиться, помедитировать.

Еще один вариант – украсить какую-нибудь дорожку в саду. Например, от дома к бане, или к беседке, или к парковке. Плюс ко всему, в зимний период такие проходы будут избавлены от снега, а летом в сильный дождь можно, не торопясь, попасть к нужному месту, совершенно не намокнув.

проход вдоль дома, стилизованный под японскую галереюЯпонская галерея энгава

Полукруглый мостикСледующий элемент, выполненный из дерева – мостики. Когда речь заходит о японском саде, многие представляют себе красные мосты, изогнутые дугой. Однако это не совсем верно. Такие конструкции и цвет, скорее, характерны для Китая. Хотя и в Японии они пользовались популярностью, особенно в эпоху Хэйан, когда китайское влияние было особенно сильным. В то время основным развлечением знати было катание на лодках. Тогда же появились и красные полукруглые мостики (их даже часто покрывали лаком), под которыми можно было проплывать во время водной прогулки. Иногда такие мосты вообще не были предназначены для ходьбы, а являлись лишь декоративным украшением.

Особенно интересен в этом плане энгэцу. Энгэцу (его еще называют «мост старой луны») – это серповидный мост, который при отражении в воде дает форму полной луны. Наиболее яркий пример можно увидеть в чайном саду Сан-Франциско. Это мост Тайко-баси, или мост барабана, созданный по заданию японского правительства специально для японской экспозиции на международной ярмарке в 1894 г.

мост энгэцу в чайном саду Сан-Францискомост энгэцу в чайном саду Сан-Францискомост энгэцу

В Японии можно встретить и, так называемые, крытые мосты, или мосты под крышей. Данные конструкции предназначены для обзора красот сада в любую погоду. Таким образом, они являются и мостом, и галереей, и всепогодной обзорной площадкой. Примечателен в этом плане сад монастыря Тофуку-дзи, где есть такой мост. Для обзорных целей на нем сделан специальный козырек, вынесенный над самым красивым местом.

крытый мостКрытый проход-галереякрытый мост, сад монастыря Тофуку-дзи

мост в японском саду ГБС г.МосквыОднако наибольший интерес для нас представляет мост яцухаси («яцу» - восемь, «хаси» - мост), который чаще всего состоит из восьми частей, расположенных зигзагообразно. Такой мостик является не только функциональной переправой, но и имеет философское значение. Согласно легендам, духи могут передвигаться только по прямой линии, поэтому зигзагообразный мост, с его изломами, предохраняет от нежелательных злых духов.

Очень часто один из элементов моста специально плохо закрепляют, делая его шатким. Делается это для того, чтобы намекнуть на всю сложность духовного развития и достижения совершенства.

Несмотря на то, что в идеале частей должно быть восемь, вполне допустимо сделать пять или три. Здесь хотелось бы остановиться на символике чисел. Число «8» связано с восьми ступенчатым путем постижения истины. Колесо сансары (перерождений человека) в буддизме также имеет восемь спиц. Прах Будды после его смерти был разделен на восемь частей. Часто группу из восьми элементов заменяют на две группы: из трех и из пяти. Такие разделения можно встретить при укладке дорожек или при создании композиций из камней.

Число «5» имеет много значений. У Будды было пять учеников, есть пять буддийских заповедей, пять путей достижения состояния освобождения, а также пять главных элементов природы: Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля.

И, наконец, число «3» символизирует три сокровищу буддизма: Будду Настоящего, Прошлого и Будущего. Есть также три тела Будды и три священных реликвии синтоизма: меч, яшмовой ожерелье и зерцало.

Таким образом, не столь важно, из скольких частей мы сделаем наш мостик. Главное, чтобы число несло в себе определенный смысл. Это обстоятельство позволяет нам построить яцухаси как на больших территориях, так и на маленьких, где больше трех изломов не поместится. Наиболее удачным вариантом будет мостик, проходящий над небольшим водоемом. Однако, если настоящая вода не планируется, мы можем создать иллюзию заболоченного участка, засадив его ирисами.

мост яцухаси. Парк Коракуэн. Япония.Мост через "сухой" водоемдеревянный мост через водоем, Япония

Мостики и галереи – далеко не все, что можно сделать из дерева в японском саду. Важную роль играют настилы. Как правило, в Японии скамейки ставят только в больших парках, в небольших же садах их сложно встретить. Зато с ролью того места, где можно посидеть, вполне успешно справляются настилы. Их можно построить около дома или беседки, у водоема. Например, ко дворцу Кацура рикю (XVIIв.) была пристроена площадка цукими-дай, которая переводится как «Помост для созерцания луны». В середине осени луна поднималась точно перед помостом, что позволяло хозяину любоваться ею по вечерам. Также и мы в своем саду можем выбрать наиболее привлекательное в то или иное время года место и соорудить там настил.

Ну и, конечно, не стоит забывать о таких элементах сада, как лестницы. Их тоже можно сделать красивыми, необычными и подходящими к японскому стилю. Ступени из дерева будут хорошо смотреться в японском саду, а обрамление их растениями придаст лестнице неповторимое очарование.

настил около купальни, стилизованной под онсэнлестница в саду Татьяны Марковой

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshin-sad@mail.ru

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00