+7 (965) 121-80-60
Дорожки в японских садах
Дорожки в японских садах тоже имеют свою историю. Сначала древние люди создавали территории внешних дворов синтоистских святилищ, как места пребывания богов. Расчищенные участки засыпались камнями, чтобы они не зарастали травой.

Однако впоследствии развитие садов пошло по другому пути, поскольку важнейшее значение стало придаваться водоемам и водным, а не пешим прогулкам. Поэтому в этих первых садах упоминания о дорожках найти довольно сложно. Хотя некоторые мотивы использовались уже тогда: арочные и плоские мосты, оформление берегов крупными речными камнями или галькой, под стать природным, насыпи, по которым можно было ходить.
Более оформленные дорожки стали появляться в эпоху развитого средневековья (XIII – XVI вв.), когда наряду с водными популярность получили и пешие прогулки. Так, знаменитый сад Сайхо-дзи, или Кокэ-дэра (сад мхов) создан был из двух разнохарактерных частей, разделенных между собой воротами. Нижнюю часть занимает водоем с островами, а верхняя находится на склоне горы, где в устройстве дорожек использовались камни. Другой, не менее известный, сад храма Серебряного Павильона, также имеет двухуровневую структуру. В нижней части располагается пруд, в верхней – композиция в стиле «сухого пейзажа». Причем, в обоих садах, несмотря на то, что пруд является вариантом более ранних прудов в садах эпохи Хэйан, осмотр сада теперь уже производится не с лодки, как это было принято тогда, а во время прогулки по дорожке, проложенной вокруг водоема.
Сад храма Сайхо-дзи, Киото

Наибольшее значение дорожки приобрели во времена позднего средневековья (XVII – сер.XIX вв.), когда стали появляться чайные сады. Маршрут следования к чайному домику предписывалось делать протяженным и сложным, чтобы эта прогулка заставляла гостей глубже погрузиться в атмосферу спокойствия, отрешенности и сосредоточенности на своем внутреннем мире. Участники церемонии должны были идти строго по дорожкам, перешагивая с камня на камень.
Чаще всего, в чайных садах делают тобииси – пошаговые тропинки из плоских, несколько выступающих над землей камней, выложенных на некотором расстоянии друг от друга. Обычно промежуток между ними составляет 10-15см. Камни в составе тропинки устанавливают на одной высоте и на равном расстоянии друг от друга, вследствие чего создается ощущение непрерывности, и дорожка органично вписывается в сад. Тобииси, как правило, не созданы для быстрого шага. По такой дорожке идти надо неторопливо, глядя под ноги. И только когда гость доходит до специально установленного большого камня, на котором удобно остановиться, он поднимает голову и любуется видом, представшим его взору.
Чайный домик Мэймэй-ан, Мацуэ

Сад Ямамото-тэй, Токио

Однако в садах могут быть и другие типы мощения, порой даже смешанные. Тропинка тобииси в каком-то месте может перейти в каменное мощение (нобэдан), где-то будет положен большой плоский камень, на котором удобно постоять, осмотреться, передохнуть или провести необходимый ритуал (например, омыть руки у цукубая).
Сад виллы Камигамо Нисимура, Киото

Сад усадьбы Хасимото Кансэцу, Киото

В качестве материала для дорожек нобэдан используются природные камни разной формы и размеров, сложенные в декоративный узор. Здесь главное правило - чтобы они были верно подогнаны друг к другу: промежутки не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими, и камни не могут образовывать четырехугольник.
Сад храма Сисэн-до, Киото


Сад храма Корин-ин, Киото

Дальнейшее развитие история дорожек получила в эпоху Эдо (1600-1868 гг.). И связано это было с появлением системы санкин-котай, при которой ограничивались всякие передвижения по стране (не говоря уже о путешествиях за ее пределы). Крупные феодалы в течение года обязаны были нести службу при дворе сёгуна в г.Эдо, а потом на год удалялись в свои владения, оставляя семью в качестве заложников при дворе сёгуна. Таким образом, даже состоятельные люди не могли себе позволить путешествия ни в другие страны, ни даже по Японии. Все это отразилось и на садах. Знатные люди начали заказывать сады, в которых можно было совершать воображаемые путешествия. Дизайнеры воссоздавали известные пейзажи в миниатюре, образы которых брались из различных историй или рисунков. В то время легально перемещаться по стране могли только паломники, чьи рассказы также использовались в качестве идей для сада. Появились настоящие прогулочные сады - кайюсики. Целью прогулочных садов было продемонстрировать власть и богатство их владельцев, а также развлечь важных гостей, увлекая их постоянно меняющимся пейзажем, созданным из камней, воды, фонарей, цветов и пр.
Сад Хаппо-эн, Токио

Огромное значение в это время приобрели дорожки. Теперь их главная задача – не только вызвать ощущение отправления в длительное и интересное путешествие. В отличие от дорожек в чайных садах, которые уводили гостя вовнутрь собственного мира, маршруты в «саду для прогулок» должны увлекать путешественника из сада в далекие неизведанные места, а то и времена. Сады этого типа, по существу, являлись некоей галереей пейзажей, сменявших друг друга. И дорожки призваны были подсказывать человеку, где остановиться, куда посмотреть, где, наоборот, ускорить шаг. Так, сплошное мощение или гравий дают возможность осматривать сад непрерывно. Не надо смотреть под ноги и выбирать, куда наступить. Гравий, помимо всего прочего, выполняет успокаивающую роль: его тихое шуршание позволяет расслабиться, задуматься.
Сад усадьбы Мурин-ан, Киото

Напротив, неудобная дорожка из некрупных камней, да еще и расположенных на различном расстоянии друг от друга, заставляет идущего внимательно смотреть под ноги, отвлекаясь от пейзажей. А когда путешественник поднимает голову, перед ним вдруг открывается совершенно иной вид, совсем другая картинка.
Сад усадьбы Мурин-ан, Киото

Таким образом, мы выяснили, что дорожки в японских садах не только имеют большое значение и глубокий смысл, но и требуют к себе довольно серьезного отношения. Теперь от истории перейдем к нашим садам. Вы решили сделать дорожку. Прежде всего, необходимо продумать – зачем она вам? Дорожка «в никуда» в лучшем случае вызовет недоумение. Ведь само ее назначение – привести человека в какое-то место или к какому-то объекту. Это может быть беседка, водное устройство, сад камней или просто камень, около которого расположился японский фонарик, скамейка, сарай, парковка – все, что угодно.
Как только мы выяснили этот вопрос, продумываем, какой материал будем использовать. Дорожка из гравия смотрится неплохо, по ней приятно пройтись, она «слышна». Однако есть и минусы. Во-первых, по такой дорожке не стоит ходить на каблуках. Поэтому, если этот путь предназначен для гостей, хорошо бы продумать альтернативные варианты. Во-вторых, нежелательным является соседство с высокими хвойными растениями или деревьями с мелкой листвой. Поверьте, в таком случае осенью Вам отдыхать не придется: очистить щебень от иголок – не простое занятие. Ну и в-третьих, на таких дорожках прорастают сорняки. Ведь геотекстиль защищает только от тех сорняков, что прорастают снизу, сверху же легко попадают новые семена. Конечно, их не так много, как на земле, и они легко убираются, но запускать прополку нельзя – дорожка потеряет вид.
Сад виллы Итидзё Экан, Камакура

Дорожка из пошаговых камней больше всего подходит для японского сада или уголка в японском стиле. Но здесь очень важно продумать, на каком расстоянии положить камни. Ведь длина шага у всех разная. Это зависит роста человека, от возраста, от пола и даже от склада характера. Быстрый темп удлиняет шаг, медленный – укорачивает. Поэтому не стоит делать тобииси по дороге к хозблоку или туалету. Такие тропинки предназначены больше для осмотра сада.
Сад виллы Окоти Сансо, Киото

Сад усадьбы Мурин-ан, Киото

То же касается и дорожек из бруса, пространство между которым засыпается щебнем. Просчитать длину шага каждого человека практически невозможно. В результате ходьба по таким дорожкам превратится для вас в тяжелое испытание. Но это не значит, что не стоит их делать. Есть несколько вариантов. Первый – положить брус не на каждый шаг, а через определенное расстояние, равно приблизительно трем-четырем шагам. Заполнять промежутки необходимо мелким щебнем, по которому удобно ходить. Другой вариант - скрепить всю дорожку бетоном или другими смесями. Или же сделать дорожку короткой, а брус – широким, чтобы свести неудобство к минимуму. Наконец, положить брус с минимальным расстоянием.
Сад Хаппо-эн, Токио

Наиболее комфортным вариантом, конечно, остается каменное мощение, но минус такой дорожки в том, что ее сложнее перенести в другое место, если вдруг вы решите что-то изменить в своем саду.
Сад музея Нэдзу, Токио

Ну и теперь, когда материал выбрали, осталось решить, как мы проложим дорожку. В японских садах прямые линии встречаются не часто, разве что в храмах или в больших садах. Однако не стоит впадать в крайности. Если на маленьком отрезке сделать извилистую дорожку, это будет выглядеть нелепо. Да и на больших расстояниях каждый поворот желательно оправдывать посаженным кустом, композицией из растений или хотя бы камнем. В конце концов, если расстояние небольшое, а прямых линий видеть не хочется, дорожку можно просто слегка сместить или сделать небольшой излом.
Сад Ёсики-эн, Нара

Частный сад, Нара

Парковка перед домом, Камакура

в начало