Японские сады

 

Дорожки в японских садах

Дорожки в японских садах тоже имеют свою историю. Сначала древние люди создавали территории внешних дворов синтоистских святилищ, как места пребывания богов. Расчищенные участки засыпались камнями, чтобы они не зарастали травой.

Отсыпка, святилище в Исэ, Япония

Однако впоследствии развитие садов пошло по другому пути, поскольку важнейшее значение стало придаваться водоемам и водным, а не пешим прогулкам. Поэтому в этих первых садах упоминания о дорожках найти довольно сложно. Хотя некоторые мотивы использовались уже тогда: арочные и плоские мосты, оформление берегов крупными речными камнями или галькой, под стать природным, насыпи, по которым можно было ходить.

Более оформленные дорожки стали появляться в эпоху развитого средневековья (XIII – XVI вв.), когда наряду с водными популярность получили и пешие прогулки. Так, знаменитый сад Сайхо-дзи, или Кокэ-дэра (сад мхов) создан был из двух разнохарактерных частей, разделенных между собой воротами. Нижнюю часть занимает водоем с островами, а верхняя находится на склоне горы, где в устройстве дорожек использовались камни. Другой, не менее известный, сад храма Серебряного Павильона, также имеет двухуровневую структуру. В нижней части располагается пруд, в верхней – композиция в стиле «сухого пейзажа». Причем, в обоих садах, несмотря на то, что пруд является вариантом более ранних прудов в садах эпохи Хэйан, осмотр сада теперь уже производится не с лодки, как это было принято тогда, а во время прогулки по дорожке, проложенной вокруг водоема.

Сад храма Сайхо-дзи, Киото

Сад храма Сайхо-дзи

Наибольшее значение дорожки приобрели во времена позднего средневековья (XVII – сер.XIX вв.), когда стали появляться чайные сады. Маршрут следования к чайному домику предписывалось делать протяженным и сложным, чтобы эта прогулка заставляла гостей глубже погрузиться в атмосферу спокойствия, отрешенности и сосредоточенности на своем внутреннем мире. Участники церемонии должны были идти строго по дорожкам, перешагивая с камня на камень.

Чаще всего, в чайных садах делают тобииси – пошаговые тропинки из плоских, несколько выступающих над землей камней, выложенных на некотором расстоянии друг от друга. Обычно промежуток между ними составляет 10-15см. Камни в составе тропинки устанавливают на одной высоте и на равном расстоянии друг от друга, вследствие чего создается ощущение непрерывности, и дорожка органично вписывается в сад. Тобииси, как правило, не созданы для быстрого шага. По такой дорожке идти надо неторопливо, глядя под ноги. И только когда гость доходит до специально установленного большого камня, на котором удобно остановиться, он поднимает голову и любуется видом, представшим его взору.

Чайный домик Мэймэй-ан, Мацуэ

Чайный домик Мэймэй-ан

 

Сад Ямамото-тэй, Токио

Сад Ямамото-тэй

Однако в садах могут быть и другие типы мощения, порой даже смешанные. Тропинка тобииси в каком-то месте может перейти в каменное мощение (нобэдан), где-то будет положен большой плоский камень, на котором удобно постоять, осмотреться, передохнуть или провести необходимый ритуал (например, омыть руки у цукубая).

Сад виллы Камигамо Нисимура, Киото

Сад виллы Камигамо Нисимура

 

Сад усадьбы Хасимото Кансэцу, Киото

Сад усадьбы Хасимото Кансэцу

В качестве материала для дорожек нобэдан используются природные камни разной формы и размеров, сложенные в декоративный узор. Здесь главное правило - чтобы они были верно подогнаны друг к другу: промежутки не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими, и камни не могут образовывать четырехугольник.

Сад храма Сисэн-до, Киото

Сад храма Сисэн-до

Сад храма Сисэн-до

 

Сад храма Корин-ин, Киото

Сад храма Корин-ин

Дальнейшее развитие история дорожек получила в эпоху Эдо (1600-1868 гг.). И связано это было с появлением системы сайкин-котай, при которой ограничивались всякие передвижения по стране (не говоря уже о путешествиях за ее пределы). Крупные феодалы в течение года обязаны были нести службу при дворе сёгуна в г.Эдо, а потом на год удалялись в свои владения, оставляя семью в качестве заложников при дворе сёгуна. Таким образом, даже состоятельные люди не могли себе позволить путешествия ни в другие страны, ни даже по Японии. Все это отразилось и на садах. Знатные люди начали заказывать сады, в которых можно было совершать воображаемые путешествия. Дизайнеры воссоздавали известные пейзажи в миниатюре, образы которых брались из различных историй или рисунков. В то время легально перемещаться по стране могли только паломники, чьи рассказы также использовались в качестве идей для сада. Появились настоящие прогулочные сады - кайюсики. Целью прогулочных садов было продемонстрировать власть и богатство их владельцев, а также развлечь важных гостей, увлекая их постоянно меняющимся пейзажем, созданным из камней, воды, фонарей, цветов и пр.

Сад Хаппо-эн, Токио

Сад Хаппо-эн

Огромное значение в это время приобрели дорожки. Теперь их главная задача – не только вызвать ощущение отправления в длительное и интересное путешествие. В отличие от дорожек в чайных садах, которые уводили гостя вовнутрь собственного мира, маршруты в «саду для прогулок» должны увлекать путешественника из сада в далекие неизведанные места, а то и времена. Сады этого типа, по существу, являлись некоей галереей пейзажей, сменявших друг друга. И дорожки призваны были подсказывать человеку, где остановиться, куда посмотреть, где, наоборот, ускорить шаг. Так, сплошное мощение или гравий дают возможность осматривать сад непрерывно. Не надо смотреть под ноги и выбирать, куда наступить. Гравий, помимо всего прочего, выполняет успокаивающую роль: его тихое шуршание позволяет расслабиться, задуматься.

Сад усадьбы Мурин-ан, Киото

Сад усадьбы Мурин-ан

Напротив, неудобная дорожка из некрупных камней, да еще и расположенных на различном расстоянии друг от друга, заставляет идущего внимательно смотреть под ноги, отвлекаясь от пейзажей. А когда путешественник поднимает голову, перед ним вдруг открывается совершенно иной вид, совсем другая картинка.

Сад усадьбы Мурин-ан, Киото

Сад усадьбы Мурин-ан

Таким образом, мы выяснили, что дорожки в японских садах не только имеют большое значение и глубокий смысл, но и требуют к себе довольно серьезного отношения. Теперь от истории перейдем к нашим садам. Вы решили сделать дорожку. Прежде всего, необходимо продумать – зачем она вам? Дорожка «в никуда» в лучшем случае вызовет недоумение. Ведь само ее назначение – привести человека в какое-то место или к какому-то объекту. Это может быть беседка, водное устройство, сад камней или просто камень, около которого расположился японский фонарик, скамейка, сарай, парковка – все, что угодно.

Как только мы выяснили этот вопрос, продумываем, какой материал будем использовать. Дорожка из гравия смотрится неплохо, по ней приятно пройтись, она «слышна». Однако есть и минусы. Во-первых, по такой дорожке не стоит ходить на каблуках. Поэтому, если этот путь предназначен для гостей, хорошо бы продумать альтернативные варианты. Во-вторых, нежелательным является соседство с высокими хвойными растениями или деревьями с мелкой листвой. Поверьте, в таком случае осенью Вам отдыхать не придется: очистить щебень от иголок – не простое занятие. Ну и в-третьих, на таких дорожках прорастают сорняки. Ведь геотекстиль защищает только от тех сорняков, что прорастают снизу, сверху же легко попадают новые семена. Конечно, их не так много, как на земле, и они легко убираются, но запускать прополку нельзя – дорожка потеряет вид.

Сад виллы Итидзё Экан, Камакура

Сад виллы Итидзё Экан

Дорожка из пошаговых камней больше всего подходит для японского сада или уголка в японском стиле. Но здесь очень важно продумать, на каком расстоянии положить камни. Ведь длина шага у всех разная. Это зависит роста человека, от возраста, от пола и даже от склада характера. Быстрый темп удлиняет шаг, медленный – укорачивает. Поэтому не стоит делать тобииси по дороге к хозблоку или туалету. Такие тропинки предназначены больше для осмотра сада.

Сад виллы Окоти Сансо, Киото

Сад виллы Окоти Сансо

 

Сад усадьбы Мурин-ан, Киото

Сад виллы Мурин-ан

То же касается и дорожек из бруса, пространство между которым засыпается щебнем. Просчитать длину шага каждого человека практически невозможно. В результате ходьба по таким дорожкам превратится для вас в тяжелое испытание. Но это не значит, что не стоит их делать. Есть несколько вариантов. Первый – положить брус не на каждый шаг, а через определенное расстояние, равно приблизительно трем-четырем шагам. Заполнять промежутки необходимо мелким щебнем, по которому удобно ходить. Другой вариант - скрепить всю дорожку бетоном или другими смесями. Или же сделать дорожку короткой, а брус – широким, чтобы свести неудобство к минимуму. Наконец, положить брус с минимальным расстоянием.

Сад Хаппо-эн, Токио

Сад Хаппо-эн

Наиболее комфортным вариантом, конечно, остается каменное мощение, но минус такой дорожки в том, что ее сложнее перенести в другое место, если вдруг Вы решите что-то изменить в своем саду.

Сад музея Нэдзу, Токио

Сад музея Нэдзу

Ну и теперь, когда материал выбрали, осталось решить, как мы проложим дорожку. В японских садах прямые линии встречаются не часто, разве что в храмах или в больших садах. Однако не стоит впадать в крайности. Если на маленьком отрезке сделать извилистую дорожку, это будет выглядеть нелепо. Да и на больших расстояниях каждый поворот желательно оправдывать посаженным кустом, композицией из растений или хотя бы камнем. В конце концов, если расстояние небольшое, а прямых линий видеть не хочется, дорожку можно просто слегка сместить или сделать небольшой излом.

Сад Ёсики-эн, Нара

Сад Ёсики-эн

 

Частный сад, Нара

Частный сад, Нара

 

Парковка перед домом, Камакура

Парковка перед домом

в начало

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshinsad@gmail.com

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00