Японские сады

 

Камни в японских садах

Камень – это единственное, без чего не бывает японского сада. Он может быть без японских фонарей, без цукубай, без настоящей воды, и даже без растений. Но вот без камня – нет.

Сад храма Хасэдэра, Камакура

сад храма Хасэдэра

Любовь японцев к камням началась еще с эпохи неолита. Древние люди считали, что в них обитают божества. Большие уникальные камни (ивакура) опоясывали специальной веревкой (симэнава). Ограждалось и священное место (ивасака), где они стояли.

Священный камень ивакура, Киото

священный камень ивакура, Киото

 

Священный камень ивакура, сад храма Мэйгэцу-ин, Камакура

священный камень ивакура, сад храма Мэйгэцу-ин

Со временем к почитаемому камню люди стали добавлять другие. А затем и вовсе всю композицию строить из принесенных камней. Так начал зарождаться японский сад.

С приходом буддизма в Японии появляется образ горы Меру (Сумисэн), через которую проходит ось Вселенной, и от которой кругами отходят семь золотых горных хребтов и восьмой железный. Между горами – океаны, где плавают острова. Эта индийская концепция устройства мира нашла свое отражение в японских садах. Так, большой камень, изображающий Меру, водоемы (океан), камни (девять гор), острова – все это прочно вошло в основы дизайна японского сада, отражая идею достижения Нирваны путем медитации.

Иногда в саду можно увидеть лишь образ самой горы Меру.

Гора Меру, сад храма Мэйгэцу-ин, Камакура

гора Меру, сад храма Мэйгэцу-ин

Но часто встречается целая композиция камней Сумисэн, имитирующая архипелаг. В ней, как правило, должны находиться как вертикальные, так и горизонтальные камни, самый высокий из которых располагают ближе к центру - он символизирует священную гору Меру.

Сумисэн, сад храма Корин-ин, Киото

Сумисэн, сад храма Корин-ин

Помимо индуистской космологии, огромное влияние на японские сады оказали даосские мифы. В частности, китайский миф о пяти островах, на которых обитали люди, достигшие бессмертия и жившие в полной гармонии. Острова находились на спинах огромных черепах, а бессмертные летали вокруг горных вершин на журавлях. Правители, желая попасть на эти острова и стать бессмертными, отправляли на их поиски множество экспедиций, целью которых было получить эликсир бессмертия, но все они не имели успеха. И тогда китайский император Ву решил заманить бессмертных к себе, для чего построил у себя сад, напоминающий волшебные острова, надеясь таким образом заманить бессмертных к себе. В саду было озеро с четырьмя островами, на каждом из которых стоял дворец. На берегу озера император установил платформу, на которой планировал общаться с бессмертными.

В Японии этот миф пользовался большой популярностью. Но пять островов японцы соединили в один, Хорай (кит. – Пэнлай). В садовой архитектуре это может быть остров, гора или даже камень Хорай.

Остров Хорай в саду Коисикава Коракуэн, Токио

остров Хорай в саду Коисикава Коракуэн

На священный остров не могут попасть простые смертные, поэтому он никак не соединяется с материком. Однако, как всегда, из правил есть исключения. Например, в саду замка Нидзё к острову Хорай проложены каменные мосты. Это отражает фундаментальное переосмысление использования древнего мифа в садовом дизайне XVII века. Остров Бессмертных уже не кажется таким уж недоступным и далеким для простых людей, особенно когда речь идет о таком даймё, как Токугава Иэясу.

Остров Хорай в саду Ниномару, замок Нидзё, Киото

остров Хорай в саду Ниномару, замок Нидзё

 

Два моста к острову Хорай, сад Ниномару, замой Нидзё, Киото

два моста к острову Хорай, сад Ниномару, замой Нидзё

Выдающийся ландшафтный дизайнер Мирэй Сигэмори посвятил этому мотиву один из своих прекрасных садов.

Сад Сёфу-эн (Хорай-тэй) святилища Мацуо-тайся, Киото

сад Сёфу-эн (Хорай-тэй) святилища Мацуо-тайся

Черепаха и Журавль стали символами долголетия. А священные острова – пожеланием хозяину вечной жизни и блаженства.

Остров черепахи в саду храма Кэнтё-дзи, Камакура

остров черепахи в саду храма Кэнтё-дзи

 

Остров журавля в саду Сэйрю-эн, Киото

остров журавля в саду Сэйрю-эн

 

Острова черепахи и журавля в саду храма Дзуйсэн-дзи, Камакура

острова черепахи и журавля в саду храма Дзуйсэн-дзи

Надо отметить, эти острова могут быть абсолютно разные по размерам и форме. И далеко не всегда эти мифические животные легко читаются. Иногда для того чтобы их увидеть, нужно напрячь воображение. Это следует учесть, если вы захотите поставить остров Черепахи или Журавля в своем саду. Часто слишком похожие образы делают сад, скорее, европейским, нежели японским. В японском саду нужен намек, побуждение к включению воображения, а не готовая картинка.

Остров черепахи в саду храма Сайхо-дзи, Киото

остров черепахи в саду храма Сайхо-дзи

 

Остров журавля в саду храма Сайхо-дзи

остров журавля в саду храма Сайхо-дзи

Оба этих мифа – индуистский об устройстве Вселенной и даосский об островах Бессмертных - нередко путают и смешивают. Однако они имеют различное происхождение, а также разные цели и пути достижения желаемого.

Во второй половине XI века появился первый трактат-руководство по садовой архитектуре – Сакутэйки. Большое внимание в нем уделялось расположению камней, особенно триадам. В тексте различают два вида каменных триад: горизонтальные и вертикальные. Как уже понятно из названия, первая компоновка камней по три происходит в горизонтальной плоскости.

Сад храма Санзэн-ин, Охара

сад храма Санзэн-ин

 

Сад храма Тайзо-ин, Киото

сад храма Тайзо-ин

Вторая носит название Сандзонсэки и представляет собой буддистскую триаду, скомпонованную по вертикальному признаку: большой камень в центре, два поменьше – по бокам от главного камня-Будды.

Сад Комё-ин храма Тофуку-дзи, Киото

сад Комё-ин храма Тофуку-дзи

Интересно, что в саду Комё-ин Сигэмори Мирэй поставил сразу три буддистские триады, и они сами образуют между собой треугольник.

Сад Комё-ин храма Тофуку-дзи, Киото

сад Комё-ин храма Тофуку-дзи

Как правило, Сандзонсэки делают из высоких камней. Однако и здесь бывают исключения. Так, в знаменитом саду мхов храма Сайхо-дзи буддистская триада состоит из трех камней небольшого размера, и, не зная об этом, ее легко пропустить.

Сад храма Сайхо-дзи, Киото

сад храма Сайхо-дзи

В Сакутэйки особенно отчетливо видно, насколько трепетно японцы относятся к камням. Камни рассматриваются не как некая материя, а как нечто одушевленное, особенное, к чему нужно относиться с уважением и любовью. Прежде чем начать устанавливать камни, садовник должен достичь внутренней тишины и пустоты. Только в этом состоянии он может услышать «просьбы» камней. Затем их нужно принести в сад, вертикальные поставить головой вверх, а горизонтальные положить лицом вверх, и только после этого распределять по саду.

Именно в Сакутэйки впервые упоминается термин, означающий сухую горную воду – карэсансуй. Однако до определенного времени это понятие использовалось лишь для небольших каменных композиций, встречающихся в больших садах с прудом и островами.

Особую роль приобретают камни во времена Камакура и Муромати – длительного периода конфликтов и войн. Именно тогда появляется карэсансуй, или сухой ландшафтный сад. Его строгая архитектура отражает вкусы самураев и дзэн-священников, которым нужен был не сад для удовольствия, а сад как объект созерцания и медитаций.

Сначала в нескольких храмах создаются сухие водопады. Один из первых - сухой водопад в храме Сайхо-дзи. Считается, что автором этой работы был священник, мастер дзэн, Мусо Кокуси.

Сад храма Сайхо-дзи, Киото

сад храма Сайхо-дзи

Он же был настоятелем монастыря Тэнрю-дзи, где построен другой замечательный сухой водопад. Правда, автором был уже не сам Мусо Кокуси.

Сад храма Тэнрю-дзи, Киото

сад храма Тэнрю-дзи

Еще один сухой водопад есть в храме Гинкаку-дзи.

Сад храма Гинкаку-дзи, Киото

сад храма Гинкаку-дзи

Там же впервые в истории японского сада был использован песок для создания океана и горы (платформы для любования луной). В этом плане Гинкаку-дзи стал предвестником сухого пейзажа карэсансуй.

Сад храма Гинкаку-дзи, Киото

сад храма Гинкаку-дзи

сад храма Гинкаку-дзи

Примером чистого карэсансуй, конечно же, является знаменитый сухой сад храма Рёандзи. Он совершенно лишен растительности, не считая островков мха. Пятнадцать камней сгруппированы по три, пять и семь и расположены на расчесанном волнами гравии. Сад не имеет ничего общего с садами для удовольствия, он предназначен исключительно для медитаций. Глядя на камни, человек погружается в мир небытия, пустоты, он буквально сливается с садом, ощущая себя частью этого большого мира.

Сад храма Рёан-дзи, Киото

сад храма Рёан-дзи

Сухой пейзаж приобретает большую популярность. Священников дзэн и самураев, чья жизнь может оборваться в любой момент, интересует не смена времен года и не достопримечательности, а глубокие тайны человеческого бытия и природы. На первый план выходят абстрактные композиции, пустое пространство, многослойная символика. Такие сады имеют огромное значение в истории японского сада, так как могут считаться исконно японскими. Если все остальное, в той или иной форме, пришло из Китая и Кореи, то сухие сады были и остаются истинно японскими садами.

Сухие сады можно увидеть как на больших территориях, так и в маленьких закутках перед храмовыми зданиями.

Сад Юси-эн, Мацуэ

сад Юси-эн

 

Сад храма Хококу-дзи, Камакура

сад храма Хококу-дзи

Иногда там почти нет камней, лишь рябь из песка, помогающая настроиться на медитацию.

Сад храма Энтоку-ин, Киото

сад храма Энтоку-ин

А иногда роль камней играют растения. Как, например, в саду Сёдэн-дзи, автором которого является Кобори Энсю.

Сад храма Сёдэн-дзи, Киото

сад храма Сёдэн-дзи

Самый большой сад камней в Японии (2349 кв. м.) находится высоко в горах, в храме Конгобу-дзи. Он представляет собой пару драконов, выплывающих из моря облаков, чтобы защитить храм. Здания храма находятся в центре, а сад буквально обтекает их со всех сторон. Из-за этого практически невозможно сделать фото, чтобы туда вошло все. Разве что сверху. Поэтому мне пришлось разбить этот сад на части. Вот Дракон поворачивает за угол, а на следующем снимке – его продолжение.

Сад камней Банрю-тэй храма Конгобу-дзи, Коясан

сад камней Банрю-тэй храма Конгобу-дзи

сад камней Банрю-тэй храма Конгобу-дзи

С другой стороны навстречу первому Дракону плывет второй Дракон.

сад камней Банрю-тэй храма Конгобу-дзи

В том же Конгобу-дзи есть еще один сад камней, на этот раз маленький, вдоль прохода. Стоит отметить здесь цвет камней. Многие думают, что камни в японском саду должны быть исключительно серые или черные. На самом деле японцы используют широкую палитру цветов, иногда даже в одном саду можно увидеть и серые, и красные, и зеленые камни. Главное - найти тот баланс, при котором все это будет сочетаться, а не выглядеть китчем.

Сад храма Конгобу-дзи, Коясан

сад храма Конгобу-дзи

По саду камней ходить нельзя, ведь отсыпка символизирует воду. Если проход предусмотрен идеей, нужно проложить дорожку.

Сад храма Дзёмё-дзи, Камакура

сад храма Дзёмё-дзи

Сухие пейзажи популярны и по сей день. В одних случаях они имеют философское значение: расположение и форма камней, отсутствие растений, рисунок на гравии вызывают различные ассоциации и мысли у посетителей. Часами можно смотреть на такие картины и медитировать. В этом случае более уместен светлый цвет отсыпки, символизирующий чистоту, святость.

Сад храма Тисяку-ин, Киото

сад храма Тисяку-ин

Впервые карэсансуй возник в Киото, и для этих целей брали песок из Сиракава, который был выветрен из гранита и омыт речной водой. Этот песок был чрезвычайно чистым и белым, что соответствовало концепции сухого сада времен Муромати.

В других садах гравий просто играет роль настоящей воды (если по каким-то причинам водоем не предусмотрен), и тогда предпочтительнее использовать более темные цвета (лучше – серый), чтобы подчеркнуть сходство с ручьем или водоемом.

Парк Маруяма, Киото

парк Маруяма

В сухих ручьях можно использовать как мелкую, так и крупную гальку. Иногда даже нам встречались довольно большие и грубоватые камни.

Сад храма Дзёмё-дзи, Камакура

сад храма Дзёмё-дзи

Таким образом, камни – очень важные, и, можно сказать, самые главные элементы японского сада. От того, как мы подберем и расставим их, зависит, каким будет и эстетическое восприятие, и философское наполнение сада или уголка в японском стиле.

Лучше всего использовать не валуны, а так называемые «рваные» камни, или окол. В горах Японии преобладают твердые, кристаллические породы, часто со сколами и трещинами.

Камень в саду храма Гинкаку-дзи, Киото

камень в саду храма Гинкаку-дзи

Округлые гладкие формы камней ассоциируются, скорее, с водой, и более уместны на берегах водоемов или же в самом пруду.

Сад Мурин-ан, Киото

сад Мурин-ан

 

Сад музея Адати, Мацуэ

сад музея Адати

Хотя все же чаще японцы предпочитают более грубые камни, даже в воде.

Парк Маруяма, Киото

парк Маруяма

Различные отмели можно сделать из крупной гладкой гальки.

Сад Сэйрю-эн, Киото

сад Сэйрю-эн

 

Сад Коисикава Кораку-эн, Токио

сад Коисикава Кораку-эн

Конечно, для того чтобы расставить камни естественным образом, как они располагаются в природе или как это мастерски делают японцы, нужна практика и чутье. Но для начала неплохо усвоить несколько правил, часть которых описана еще в древнем трактате Сакутэй-ки.

Прежде чем ехать покупать камни, необходимо решить, какие вам нужны. Для этого нарисуйте план, а затем выходите с ним в будущий сад. Нужно смотреть и представлять себе, какой камень на каком месте понадобится. Попутно записывайте себе приблизительные размеры и форму камня. Я использую для себя определенные названия-характеристики, которые помогут потом увидеть нужный камень при покупке. Это могут быть вертикальные скалы, плоские, горки, подпирающие, камень-лодка, камень-скамейка, дракон, карп, уступ в скале и т. д. Названия могут быть самые разные, понятные только вам.

Камень-лодка в саду Ниномару, Киото

камень-лодка в саду Ниномару

 

Камень в саду храма Хасэдэра, Камакура

камень в саду храма Хасэдэра

 

Частный сад в Киото

частный сад в Киото

После этого можно приступать к поиску и покупке камня. Если территория большая, и камней требуется очень много, я выбираю основные акцентные камни, и добавляю к ним определенное количество «поддержки», или вспомогательных камней.

Начинать расстановку камней нужно с этих главных камней. Именно они определят местоположение своих компаньонов. В группах не следует совмещать элементы одинаковой формы и размера. Необходимо следить, чтобы количество камней в группах было строго нечетным.

Камни должны составлять неравнобедренный треугольник. Это касается как триад, так и более масштабных композиций. Так же и сами группы хорошо будут смотреться в неравнобедренном треугольнике.

Сад храма Сайхо-дзи, Киото

сад храма Сайхо-дзи

 

Сад храма Тисяку-ин, Киото

сад храма Тисяку-ин

 

Сад музея Адати, Мацуэ

сад музея Адати

Следует избегать симметрии и нахождения камней на одной линии. Проверять это нужно не с одной видовой точки, а с разных сторон.

Очень важна устойчивость камня. Причем, не только с точки зрения безопасности, но и для визуального восприятия. Будьте готовы, что многие камни придется прилично закопать в землю. Учитывайте это при выборе размера. Небольшие камни тоже необходимо чуть-чуть прикопать. Тогда будет полное ощущение, что они здесь всегда находились, а только что привезены и брошены на землю.

Камень в саду Хасимото Кансэцу, Киото

камень в саду Хасимото Кансэцу

Подчеркнуть красоту одиночного камня можно небольшим красивым растением.

Улица в Киото

улица в Киото

Вообще, камни, окруженные растениями, встречаются в Японии буквально повсюду. Это смотрится поистине великолепно, хотя и требует некоторой сноровки при стрижке растений.

Сад Сёфу-эн (Кёкусуй-тэй) святилища Мацуо-тайся, Киото

сад Сёфу-эн (Кёкусуй-тэй) святилища Мацуо-тайся

 

Сад храма Сисэн-до, Киото

сад храма Сисэн-до

сад храма Сисэн-до

 

Сад Ёко-эн храма Тайзо-ин, Киото

сад Ёко-эн храма Тайзо-ин

Другое впечатляющее зрелище – подпорные стенки из камней, переплетенных с растениями.

Улица в Яматокорияма

улица в Яматокорияма

 

Сад музей Нэдзу, Токио

сад музей Нэдзу

 

Сад Хаппо-эн, Токио

сад Хаппо-эн

 

Улица в Киото

улица в Киото

Кстати, японцы огораживают камнями буквально все. Такой метод подойдет, если нужно разграничить, например, отсыпку и почвопокровные растения, или два вида покрытий. Камни помогают земле на небольших возвышенностях не расползаться после сильных дождей, пока разрастаются растения. В зависимости от назначения, такие ограждающие камни могут быть относительно крупными и разными по форме.

 

Сад храма Тайзо-ин, Кото

сад храма Тайзо-ин

 

Вход в парк Тодзё, Токио

вход в парк Тодзё

Или же подобранными приблизительно под один стандарт.

Сад храма Сисэн-до, Киото

сад храма Сисэн-до

 

Сад храма Гинкаку-дзи, Киото

сад храма Гинкаку-дзи

Встречаются даже округлые камни, уложенные в ряд.

Сад Ёсики-эн, Нара

сад Ёсики-эн

Ну и, конечно, наиболее важное значение камень имеет при устройстве ручьев и водопадов. Довольно распространенный метод выкладывать каскады плоским камнем совершенно не подходит для японского сада. Если вы решили сделать ручей или водопад, хорошо изучите работы японских мастеров, обратите внимание, какие камни они используют, как их укладывают и обрамляют растениями.

Сад Мурин-ан, Киото

сад Мурин-ан

 

Сад музея Адати, Мацуэ

сад музея Адати

 

Сад храма Санзэн-ин, Охара

сад храма Санзэн-ин

 

Водопад в саду Ниномару, замок Нидзё, Киото

водопад в саду Ниномару, замок Нидзё

 

Водопад в саду Ёко-эн храма Тайзо-ин, Киото

водопад в саду Ёко-эн храма Тайзо-ин

 

Водопад в саду Юси-эн, Мацуэ

водопад в саду Юси-эн

 

Водопад в саду храма Тисяку-ин, Киото

водопад в саду храма Тисяку-ин

 

в начало

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshinsad@gmail.com

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00