Японские сады

 

Камни в японских садах

Камни в японских садах имеют свою историю. Поклонение камням было важной частью религиозного культа древних японцев. В то время большой камень опоясывали веревкой и окружали мелкими камнями. Такие камни назывались ивакура, а священное место – ивасака. Причем, если вначале такие камни находились в естественной среде, то позже их специально переносили в нужные места.

Iwakura - священный камень

В конце эпохи Хэйан появились «Записи о создании садов» («Сакутэйки»), где особое внимание уделялось камням и работе с ними. Подробно описывалось, как отбирать камни, как располагать, как лучше подчеркнуть индивидуальность камня. Руководство указывало и на ошибки, которых следовало избегать. Например, камень, который стоял вертикально, нельзя класть горизонтально, и наоборот. Не следовало также ставить один камень на другой. Таким образом, они начинают играть важную роль в искусстве создания садов. Конечно, в наше время эти ограничения и запреты не являются обязательными, а расцениваются лишь как ценный письменный памятник садового искусства, дающий возможность понять то время.

Расцвет дзэнской культуры в эпоху развитого средневековья (XII – XVI вв.) способствовал распространению стиля карэсансуй (сухой пейзаж). Главным принципом того времени было предельно лаконичное использование средств выражения, помогающее, не отвлекаясь на внешнее, постигать суть вещей. И сухие пейзажи как нельзя лучше справлялись с этой ролью. Настоящая вода в таких садах заменялась светлым гравием, на котором граблями вырисовывались бороздки, имитирующие рябь на воде. Отсутствие цветущих растений подчеркивало аскетизм и суровость последователей дзэн-буддизма. Такие сады представляли собой картину, на которую следовало смотреть с одного места, подчас – только из помещения храма.

Сухой водопад в саду Дайсен-ин, Япония

Один из самых известных садов того времени - сад камней храма Рёан-дзи. На небольшой площадке, покрытой белым гравием, расположено пятнадцать камней, которые, в свою очередь, сгруппированы в пять композиций. Каждая группа находится на островке, покрытом мхом, от которого исходят «волны». Сад окружен оградой с трех сторон, а с четвертой расположена веранда храма, которая предназначена для любования садом и медитаций. Примечательно, что увидеть их одновременно невозможно ни с одной точки осмотра: один из камней постоянно будет сокрыт.

Сад камней храма Рёан-дзи

Сад камней храма Рёан-дзи

Сухие пейзажи популярны и по сей день. В одних случаях они имеют философское значение: расположение и форма камней, отсутствие растений, рисунок на гравии вызывают различные ассоциации и мысли у посетителей. Часами можно смотреть на такие картины и медитировать. В этом случае более уместен белый цвет отсыпки, символизирующий чистоту, святость. В других гравий просто играет роль настоящей воды (если по каким-то причинам водоем не предусмотрен), и тогда предпочтительнее использовать более темные цвета (лучше – серый), чтобы подчеркнуть сходство с ручьем или водоемом.

сад камней, Япония

Сад камней, Япония (Obaiin Temple)

Особенно интересно такая «сухая вода» будет выглядеть во время дождя.

сухой ручей

Использовать можно как мелкую крошку, так и более крупную гальку.

Сухой ручей, Япония (Adachi Museum)

сухой ручей, Япония

Таким образом, камни – очень важные, и едва ли не главные элементы японского сада. От того, как мы подберем и расставим их, зависит, каким будет и эстетическое восприятие, и философское наполнение сада или уголка в японском стиле.

Лучше всего использовать не валуны, а так называемые «рваные» камни, или окол. В горах Японии преобладают твердые, кристаллические и невыветренные породы, что приводит к угловатым сколам и рваной форме, часто с трещинами. Кроме того, круглые формы камней ассоциируются, скорее, с водой, и более уместны на берегах водоемов. Если же камни используются для имитации дикой природы, тем более, отождествляются с горами и скалами, валуны будут не уместны.

дикий камень

Есть и другие назначения камней. Одно из них – наделение камня символическим значением. Абстрактные композиции из камней уводят наше сознание в философские глубины, заставляют задуматься о вечном. Еще одно назначение камня – чисто практическое. Камни могут разделять пространство, закрывать нежелательные виды, закреплять берег или склон.

Камни укрепляют берега

По цвету лучше выбирать серые оттенки, более созвучные японской эстетике. Особый японский колорит придадут вашему саду старые, замшелые камни. Однако, если такие найти не удалось, есть некоторые способы немного состарить камень. Один из них – поселить на нем мох. Но в этом случае камень должен находиться не под прямыми лучами солнца и, желательно, во влажном месте.

мох на камне

В композиции из камней всегда есть основной, главный камень, с установки которого необходимо начинать. Группы могут быть большими или маленькими, но обязательно с нечетным количеством элементов: три, пять, семь и так далее. Расположение камней должно быть естественным, чтобы создавалось впечатление, что этот камень лежал здесь всегда. И лучше избегать симметрии, которая никогда не встречается в природе.

Камни - скалы

Камни, изображающие горный пейзаж

Еще одно применение камня – лестницы, ступени, подъемы и переправы. На фотографиях ниже можно посмотреть примеры. Здесь важно только одно: цвет и фактура камня должны, по возможности, подходить к окружению, будь то отсыпка, другие камни или растения.

ступени из камня, Япония

Камень-мост

переправа через ручей из камня

в начало

Авторы фото: Елена Глубоковских, Александра Басова, Ирина Андрианова.

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshin-sad@mail.ru

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00