+7 (965) 121-80-60
Беседки в японских садах
Беседка является важной частью японского сада. И связано это с историей развития самого японского сада.
Изначально сады создавались около императорских дворцов или у домов вельмож. Это было время сильнейшего влияния Китая на жизнь и культуру Японии, в том числе и на садовую культуру. В японских садах начали возводить павильоны в китайском стиле, где аристократия могла проводить различные церемонии и ритуалы, предаваться увеселениям, игравшим важную роль в жизни императорского двора. Однако даже в эти времена японцы не теряли своей самобытности. Поэтому наряду с павильонами в китайском духе, часто в садах того времени можно было встретить беседки в японском стиле, более скромном и аскетичном. Характерный пример представлял собой древний сад Тоин в городе Нара, где в северо-восточной его части когда-то находился китайский павильон, построенный на фундаменте, а на западном берегу пруда на сваях располагалась беседка в японском стиле.
японская беседка, сад Тоин во дворце Хэйдзё-кю, Нара
На протяжении почти всей своей истории японские сады были тесно связаны с культурой чая. Этот напиток ценили за целебные свойства еще в древности. Монахи использовали его для поддержания бодрости во время медитации. Буддистские священники привезли в Японию обычай пить чай из Китая в период Нара, и просуществовал он до конца эпохи Хэйан. Затем, в период Камакура, интерес к чаю снова усилился. Причем, теперь чаепития преподносились как необходимая забота о теле. Но постепенно они трансформировались в развлечения знати. Купцы и воины состязались между собой в определении сортов чая, привезенных из Китая. Такие игры проводились наряду с купанием, употреблением алкоголя и пр. Однако люди более высокого сословия считали чай священным. Они начали проводить церемонии, близкие по духу к буддистским ритуалам. Такие чайные церемонии проходили в домах влиятельных самураев и священников.
В 15 веке дзэн монах Мурата Сюко первым провел церемонию ваби. Он построил себе небольшой чайный домик, напоминающий хижину отшельника, и провозгласил одним из главных принципов чайной церемонии аскетизм. Идеи Мурата Сюко приняли и развили его ученики и преемники. Чайные церемонии менялись, наполняясь все новыми элементами, правилами, идеями. Менялись и чайные домики. В начале 16 века это были маленькие отдельные хижины в небольших садах, принадлежавшие богатым купцам. Затем дома стали возводить побольше, так как находились они в просторных резиденциях даймё, покровительствовавших мастерам чая.
Чайные дома, или тясицу, напоминали простое деревенское жилище, они и были частично "списаны" с японских ферм. Крыша покрыта соломой, окна маленькие, непрозрачные, их задача - лишь пропустить небольшое количество света внутрь, сад через них не виден. Вход в дом осуществляется через нидзири-гути - маленькую дверь, позволяющую лишь вползать на четвереньках. Такой проход служил нескольким целям. Во-первых, после проползания через крошечную дверь, мы воспринимаем чайную комнату как гораздо большую по размерам, чем она есть на самом деле. Во-вторых, такой ритуал как бы уравнивает всех участников чайной церемонии между собой.
чайный домик Мэймэй-ан, Мацуэ
чайный домик, сад Суйкэй-эн, Токио
чайный домик, сад Исуи-эн, Нара
Развитие чайного действа привело к появлению еще одного вида беседки в чайном саду – сото-косикакэ или матиай, небольшой беседки для ожидания. Участники чайной церемонии, пройдя через крытые ворота, отделяющие сад от внешнего мира, сначала собираются в такой беседке, располагаются на скамьях и в молчании ожидают начала церемонии. Это очень важный момент во всем чайном действе: гости не столько ждут приглашения, сколько настраиваются на предстоящий ритуал, приводят мысли и дух в надлежащее состояние. Ожидание в сото-косикакэ способствует также возникновению чувства единения между участниками церемонии.
беседка сото-косикакэ сад Ямамото-тэй, Токио
беседко сото-косикакэ, сад Ёсики-эн, Нара
В 17 веке меняется как политическая, так и экономическая ситуация в Японии. Класс самураев постепенно исчезает, вместо них на первый план выходят богатые торговцы, промышленники, а также аристократы. У них уже совершенно другой образ жизни, другое мышление, другие приоритеты. Новая элита приглашает к себе многочисленных гостей, которые никак не смогут поместиться в маленькой хижине. И вот чайные дома превращаются в павильоны, с огромными раздвижными окнами, выходящими на сад, с высоким потолком, с верандами, нависающими над живописными прудами.
чайный дом, сад Ёсики-эн, Нара
чайный дом, сад Исуи-эн, Нара
Чайный павильон Мэймэй-ан, Мацуэ
В современных чайных домах вполне можно увидеть даже стулья. Посетители здесь не сидят на полу.
чайный дом, сад Дзёмё-дзи, Камакура
Кстати, увеличились не только чайные дома, но и беседки для ожидания.
беседка сото-косикакэ, сад музея Нэдзу, Токио
Конечно, для большего сходства лучше построить в саду павильон или беседку для ожидания сото-косикакэ. Но это не значит, что простые беседки не впишутся в японский сад. Нередко в японских садах и парках можно увидеть адзумая - крытое место для отдыха. Несмотря на то, что чаще всего такие беседки можно встретить в общественных садах и парках, происхождение этих строений уходит корнями в древние века. Адзумая строили в садах еще во времена Хэйан. Причем, если поначалу в такой беседке предполагалась четырехскатная крыша, то затем появились самые разные по форме конструкции. Предлагаю вам посмотреть варианты беседок, которые нам встретились в Японии.
беседка адзумая, сад Кью-Фурукава, Токио
беседка адзумая, сад Тайзо-ин, Киото
беседка адзумая, сад Хаппо-эн, Токио
беседка, сад храма Санзэн-ин, Охара
беседка, сад Хасимото Кансэцу, Киото
беседка, сад Коисикава Кораку-эн, Токио
беседка, сад храма Хоккэ-дзи
Ну и в конце мне хотелось бы показать несколько беседок и чайных домов, построенных у нас в России. Ниже представлены работы как в наших садах, так и в садах наших друзей.
в начало