Японские сады

 

Беседки в японских садах

Беседка является важной частью японского сада, однако не в том виде, в каком мы ее себе представляем. И связано это с историей развития самого японского сада.

Изначально сады создавались около императорских дворцов или у домов вельмож. Это было время сильнейшего влияния Китая на жизнь и культуру Японии, в том числе и на садовую культуру. В японских садах начали возводить павильоны в китайском стиле, где аристократия могла проводить различные церемонии и ритуалы, предаваться увеселениям, игравшим важную роль в жизни императорского двора. Однако даже в эти времена японцы не теряли своей самобытности. Поэтому наряду с павильонами в китайском духе, часто в садах того времени можно было встретить беседки в японском стиле, более скромном и аскетичном. Характерный пример представлял собой древний сад Тоин в городе Нара, где в северо-восточной его части когда-то находился китайский павильон, построенный на фундаменте, а на западном берегу пруда на сваях располагалась беседка в японском стиле.

сад Тоин во дворце Хэйдзё-кю г.Нара

Большие изменения в характере японской жизни произошли в период Муромати. Они отразились также на японских садах, и, в частности, на садовых строениях. Поэтому данное время представляет особый интерес. Одним из любимых развлечений знати становятся чайные церемонии. Сначала они имели форму своеобразных состязаний, на которых участники угадывали сорта чая, привезенного из Китая. Но все же чайные церемонии оставались редкостью и предметом роскоши. Однако с распространением чая менялся характер его использования. Менялся и чайный ритуал. Чайная церемония вошла в быт более широких слоев населения. Для чаепития и проведения чайной церемонии стали возводить специальные помещения либо внутри жилого дома, либо в виде отдельно стоящего в чайном саду домика (беседки). Их называли тясицу.

чайный домик, Япония (Kodai-ji)

В таких беседках пол, как и в японских домах, устилался татами, окна делались небольшими, опорные столбы часто возводились из необработанных стволов деревьев. Вход в чайный домик был очень маленьким, пройти через который можно было только согнувшись. Считалось, что это обстоятельство было призвано подчеркнуть не только равенство участников церемонии, но и уважение к хозяину дома, устроившего чайное действо. Простой и скромный внешний вид тясицу делал его похожим на обычную деревенскую хижину, и это не было случайным, поскольку придавало всей чайной церемонии особый смысл и характер.

чайный домик, Япония, Kairakuen.

Вход в чайный домик (нидзиригути)

Развитие чайного ритуала привело к появлению еще одного вида беседки в чайном саду – сото-косикакэ или матиай, небольшой беседки для ожидания. Гости, пройдя через крытые ворота, отделяющие сад от внешнего мира, сначала собираются в такой беседке, располагаются на скамьях и в молчании ожидают начала церемонии. Это очень важный момент во всем чайном действе: гости не столько ждут приглашения, сколько настраиваются на предстоящий ритуал, приводят мысли и дух в надлежащее состояние. Ожидание в сото-косикакэ способствует также возникновению чувства единения между участниками церемонии.

беседка сото-косикакэ в саду дворца экс-императоров Сэнтогосё, г.Киото

Итак, вид беседки в нашем японском уголке может быть разный. Можно устроить небольшую сото-косикакэ, или создать полноценную беседку, напоминающую чайный домик тясицу. Если же позволяет площадь, и размеры задуманного японского сада не исчисляются несколькими квадратными метрами, украсьте его не только павильоном, но также и беседкой для ожидания.

беседка в саду Татьяны Марковой. Подмосковье.

беседка в японском уголке сада Н.Жуковой

беседка в японском саду ГБС г.Москвы

в начало

Авторы фото: Елена Глубоковских, Александра Басова, Ирина Андрианова

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshin-sad@mail.ru

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00