Японские сады

 

Ворота и калитки в японских садах

В древности в Японии ворота являлись показателем уровня благосостояния человека и его социальной значимости. Возводить их разрешалось только знатным людям. И лишь с XIX века этот элемент сада смогли себе позволить и относительно небогатые люди. Входные ворота в то время состояли из двух столбов с верхней поперечиной.

Ворота, Нара

Ворота, Нара

Впоследствии, под влиянием китайской культуры, над воротами стали делать крышу. В храмовых комплексах, по аналогии с китайскими, строили двое ворот. При входе устанавливались массивные ворота Сомон. А затем, на пути следования к главному храму, возводили главные ворота - Саммон.

Вход на территорию храма Тисяку-ин, Киото

Вход на территорию храма Тисяку-ин, Киото

Также массивные двойные ворота можно увидеть в резиденциях богатых и влиятельных людей: бывших самураев, удалившихся от дел, известных поэтов, мастеров чая, священников. Проход между первыми и вторыми воротами являлся важной составляющей подготовки посетителя к определенным ритуалам и восприятию сада в целом.

Вход в сад Дзико-ин, Яматокорияма

Вход в сад Дзико-ин, Яматокорияма

Однако такие ворота далеко не всегда уместны в небольших частных садах. Согласитесь, массивные ворота с тяжелой крышей хорошо впишутся в крепостную стену, окружающую замок феодала, но никак не в небольшой японский садик.

Ворота, замок Нидзё, Киото

Ворота, замок Нидзё, Киото

Нам лучше обратить внимание на ворота и калитки, используемые в садах чайного типа. Эти сады появились в XVI веке. Назначение ворот здесь имеет определенный смысл. Когда гости, приглашенные на чайную церемонию, в назначенный час подходят ко входу, они видят двери или приоткрытыми, или же вовсе распахнутыми настежь. Это является признаком того, что хозяин готов принять участников действа. Как только гости проходят через ворота на территорию внешнего чайного сада - «сото-родзи», они закрывают за собой дверь, тем самым давая понять хозяину, заканчивающему приготовления в чайном домике, что они собрались. Но это – не только сигнал о готовности. Проход через ворота означает для гостей то, что они перестали быть частью внешнего мира, и теперь должны настроиться на умиротворение, покой, духовность. Далее все участники располагаются в небольшой крытой беседке и молча ждут. Через некоторое время к внутренним воротам подходит хозяин, отпирает их, и в молчаливом поклоне приглашает собравшихся войти во внутренний чайный сад – ути-родзи.

Ворота сотомон, чайный дом Мэймэй-ан, Мацуэ

Ворота сотомон, чайный дом Мэймэй-ан, Мацуэ

Калитка в чайном саду Момидзияма, Сидзуока

Калитка в чайном саду Момидзияма, Сидзуока

Ворота в чайных садах бывают внешние (сотомон) и внутренние (тюмон). И те и другие должны соответствовать размеру и облику сада. Так, в маленьком саду высокие тюмон с крышей вряд ли уместны, они просто будут выглядеть нелепо. Зато в большом саду мы смело можем их ставить, такие ворота только украсят наш сад.

Вход в чайный сад Сэйсю-ан, Нара

Вход в чайный сад Сэйсю-ан, Нара

Чаще всего вместо внутренних ворот используется простая калитка, сделанная из бамбука или деревянных реек.

Сад Дзико-ин, Яматокорияма

Сад Дзико-ин, Яматокорияма

Сад при музее Нэдзу, Токио

Сад при музее Нэдзу, Токио

Сад Момидзияма, Сидзуока

Сад Момидзияма, Сидзуока

Роль заборчика может играть живая изгородь.

Сад храма Хоккэ-дзи, Нара

Сад храма Хоккэ-дзи, Нара

Бывают даже случаи, когда калитка или ворота стоят, а ограды практически нет. Это говорит, скорее, о символическом, чем о функциональном назначении ограждения.

Вход в чайный ресторан на территории замка Нидзё, Киото

Вход в чайный ресторан на территории замка Нидзё, Киото

Одна из разновидностей калитки в чайном саду – содзи-гути. Как правило, она располагается в дальнем углу сада и предназначена для уборки.

Сад храма Хоккэ-дзи

Сад храма Хоккэ-дзи

Калитки и ворота присутствуют не только в маленьких чайных садах, но и в больших, прогулочных. Сады такого типа появились в Японии в эпоху Эдо (1600-1868). Их основу составляют чередующиеся картинки, созданные для напоминания зрителю об определенных событиях. Это могли быть сцены из мифологии, культуры, истории, и даже миниатюрные копии известных садов. Часто переходом из одного места в другое служил овраг, заросли растений или же холм. Если у вас появилось желание и возможность создать такой сад у себя, то частью его может быть и чайный сад. Тогда без калиток здесь нельзя будет обойтись.

Сад Хасимото Кансэцу, Киото

Сад Хасимото Кансэцу, Киото

Существует еще один вид ворот – ворота тории. Это – один из самых известных символов Японии. Поначалу они выглядели довольно просто: две деревянные стойки и две перекладины. Дерево не красили и не обрабатывали. Иногда такие ворота можно увидеть и в настоящее время.

Храм Санзэн-ин, Охара

Храм Санзэн-ин, Охара

И лишь позже, под влиянием Китая, тории приобрели тот вид, который они имеют сейчас. Дерево постепенно заменялось камнем, металлом, а то и бетоном, окрашивалась вся конструкция в красный цвет и украшалась иероглифами или небольшими узорами.

Синтоистский храм Мацуно-Тайся, Киото

Синтоистский храм Мацуно-Тайся, Киото

Несомненно, такие ворота очень красивы. Особенно впечатляют «плавающие тории» святилища Ицукусима, расположенные прямо в воде. Во время отлива до них можно дойти по дну моря, а во время прилива ворота отражаются в воде, как в зеркале. Японцы говорят, что «в эти тории входит солнце».

Однако, несмотря на их красоту, размещать такие ворота в саду не стоит.  Дело в том, что тории – ритуальные ворота. Они устанавливаются, в основном, при входе на территорию синтоистского святилища и символизируют грань между земным и духовным миром. Проход через них, как считается, способствует внутреннему очищению.

Храм Энгаку-дзи, Камакура

Храм Энгаку-дзи, Камакура

Храм Мацуно-Тайся, Киото

Храм Мацуно-Тайся, Киото

Одно время на территории Японии даже существовал закон, по которому тории разрешалось устанавливать исключительно при государственных храмах и некоторых святилищах. Но даже после снятия запрета такие ворота старались не использовать в других местах. Кое-где можно встретить целые аркады из близко расположенных тории. Например, в храме Фусими Инари в Киото красные ворота стоят практически вплотную друг к другу, образуя длинный проход. Особенно красиво эта картина смотрится в лучах солнца, пробивающихся сквозь щели.

Храм Фусими Инари, Киото

Храм Фусими Инари, Киото

Нередко можно увидеть тории перед кладбищем или на самой территории кладбища.

Кладбище на священной горе Коя-сан

Кладбище на священной горе Коя-сан

Кладбище на священной горе Коя-сан

Или же на территории храма по дороге, ведущей к захоронениям священников.

Храм Хасэдера, Камакура

Храм Хасэдера, Камакура

Исходя из всего вышесказанного, необходимо очень хорошо подумать, прежде чем поставить такие ворота на своем участке. Ведь наш сад - это не храм, и уж, конечно же, не кладбище. Лучше выбрать нечто более подходящее. И не обязательно привязываться исключительно к чайным садам. В Японии можно увидеть очень много современных вариантов ворот и калиток, как в частных садах, так и при небольших кафе и ресторанчиках.

Сад храма Мэйгэцу-ин, Камакура

Сад храма Мэйгэцу-ин, Камакура

Ворота, Нара

Ворота, Нара

Сад Хасимото Кансэцу, Киото

Сад Хасимото Кансэцу, Киото

Сад Хасимото Кансэцу, Киото

Сад Ямамото-тэй, Токио

Сад Ямамото-тэй, Токио

Калитка в частном саду, Нара

Калитка в частном саду, Нара

в начало

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshinsad@gmail.com

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00