+7 (965) 121-80-60
Сады храма Энгаку-дзи, Камакура
Храм Энгаку-дзи был основан в 1282 году в память о воинах, погибших в боях с монгольскими войсками в 1274 и 1281 годах. Несмотря на ненависть, которую испытывали к монголам, вторгшимся на территорию северного Кюсю, души погибших врагов также получили должное уважение в этом храме.
Название храм получил благодаря тому, что во время строительства был обнаружен контейнер, внутри которого находилось священное писание Энгаку-кё-сутры.
Основателем храма был Мугаку Согэн (или Букко Кокуси), которого пригласили из Китая. С его именем был связан известный случай: когда повстанческие войска дошли до области, где Согэн нашел убежище, и ворвались в храм, монах не испугался, а спокойно сочинил стих из четырех строк. В нем он выражал сожаление, что мир стал настолько крошечным, и нет там места для служителей храма, а сами люди, как и закон, превратились в ничто. Воины восхитились поступком Согэна и не стали убивать его и других служителей.
Храм переживал периоды взлетов и падений. В течение некоторого времени главным священником тут был знаменитый Мусо Сосэки (Мусо Кокуси), при котором Энгаку-дзи процветал. Именно он спроектировал чудесный пруд Миокоти. Однако затем, после череды пожаров, храм пришел в упадок и находился в плачевном состоянии до периода Эдо. В 1875 году первосвященник Имакита Косэн восстановил Энгаку-дзи и привел его к статусу одного из ведущих учебных заведений дзэн в регионе Канто.
Когда-то территория храма была гораздо больше, и доходила до автодороги за станцией Кита-Камакура. От этой дороги нужно было пройти по мосту Гомабаси (Усмиряющий Зло Мост) через пруд Бьякуроти («Пруд Белой Цапли»). Существует легенда, что божество в виде белой цапли (или бьякуро) привело Мугаку Согэна к пруду, и именно поэтому он дал ему такое название. К сожалению, строительство линии Йокосука в 1889 году существенно сократило пруд.
За прудом начинается каменная лестница, ведущая к воротам Сомон.
За воротами подъем наверх продолжается. Еще одна каменная лестница ведет к массивным двухэтажным воротам Саммон, крыша которых покрыта медью.
За воротами находится главный зал Буцудэн, где находится сидящая статуя Будды Хокан Сяка Нёрай в короне, украшенной драгоценными камнями. Она была сделана в конце периода Камакура. Зал Буцудэн был разрушен во время землетрясения 1923 года, после чего его восстановили, но уже из железобетона. Тем не менее дизайн является точной копией оригинала 1573 года.
Слева от Буцудэн расположен зал для медитаций и хранилище сутры зал Сэмбуцудзё.
Рядом есть еще один зал для медитаций и тренировок – Кодзирин. В день нашего посещения он был закрыт.
Особенный интерес для нас представляет пруд Миокоти, название которого переводится как «Пруд священных ароматов». Именно его автором является Мусо Сосэки.
В 2001 году после реконструкции, пруд Миокоти был объявлен правительством местом живописной красоты.
На противоположном берегу есть большой камень Котоган, что означает «Голова Тигра». Издалеко сложно понять, где именно там нужно увидеть тигра. Но если вы откроете картинку в большом размере, увидите голову, я обвела ее красным.
На камне построен дом, который является резиденцией священника.
Напротив пруда Миокоти есть еще один пруд. Он находится во дворе павильона Ходзё. Форма пруда повторяет очертания иероглифа «сердце». Произносится это как «син» или «кокоро». Такая форма довольно часто встречается в японских садах, а сами пруды называются синдзи-икэ (пруд иероглифа син).
Сад заключен между двумя зданиями, стоящими под прямым углом друг к другу, и холмом.
Берег у дома засыпан светлой галькой, расчесанной в виде спокойных волн.
Камни в пруду подобраны идеально. Создается ощущение, что они со временем откололись от скалы.
Деревянные ворота напротив Ходзё ведут во внутренний двор. Напротив них – дерево, которое, как считают, посадил сам Мугаку Согэн, основатель Энгаку-дзи. Таким образом, ему уже около семисот лет.
Двор «Сто Каннон» является священным, здесь выставлены многочисленные статуи богини Каннон, сделанные в разное время и в разных местах. Их собрал здесь священник Имакита Косэн.
А за этими закрытыми воротами находится Сяридэн, где хранится зуб Будды. Постройка пострадала во время пожара в 16 веке, после чего на это место перенесли здание Буцудэн из монастыря Тайхэй-дзи. Оно тоже было разрушено во время землетрясения, но восстановлено в 1929 году. Сяридэн открывают для публики лишь несколько раз в году: во время новогодних праздников, в Золотую неделю в мае и в ноябре.
Есть здесь и чайный дом с классическим чайным садом. Правда, и туда вход не был открыт. Сфотографировать можно было только через забор.
В дальнем конце, рядом с Бицунитиан, находится Бьякурокудо (Пещера Белого Оленя). По легенде, в день открытия Энгаку-дзи, когда Согэн произносил свою первую проповедь, неожиданно появилось стадо белых оленей, которые остались послушать священника. Это посчитали благоприятным знаком, и теперь тут есть небольшая пещера, посвященная белым оленям.
Бицунитиан – это мавзолей Ходзё Токимунэ, восьмого регента, который впоследствии стал мавзолеем всей семьи. В главном зале, построенном в эпоху Эдо, есть три деревянные статуи, одетые священниками и одиннадцатиликая статуя Каннон. Во дворе находятся два здания: Инсокукэн и Фуку-ан. В четвертый день каждого месяца здесь проводится чайная церемония, посвященная дню смерти Токимунэ.
За Бицунитиан, в конце пути у холма, расположен Обаин. Ступа была построена для Мусо Сосэки его учеником, Хогаи Коэн. Здесь есть статуя самого священника, а также статуя Каннон, привезенная из Китая.
Еще на территории храма Энгаку-дзи есть колокол Оганэ, являющийся национальным достоянием страны. Его высота 2,6 метра, это крупнейший колокол в регионе Канто. Вылит он был в 1301 году. Сын Ходзё Токимунэ, Садатоки, однажды во сне услышал приказ выкопать дно Бьякуроти (пруд Белой Цапли). Когда он это сделал, на дне обнаружил позолоченную медь в форме головы дракона. Она были использована для создания колокола Оганэ.
Правда, мы до самого колокола не дошли, сфотографировали лишь лестницу, ведущую к нему.
Мы пришли в Энгаку-дзи, так как нас заинтересовали пруд Миокоти и сад напротив Ходзё. Однако территория храма очень большая, и мы нашли еще много интересных садов и просто красивых мест, многие из которых практически не упоминаются в Интернете. Например, чайный сад. А еще небольшая бамбуковая роща и спрятанное в ней от глаз посторонних храмовое здание. Я не знаю, что это за строение, возможно, жилое помещение. Но почему-то представила, как это, должно быть, здорово, выйти рано утром на такое крыльцо и послушать звук колышущегося бамбука…
Иформация о саде:
Адрес: 409 Yamanouchi, Kamakura city, 247-0062, JAPAN
Часы работы: с 8.00 до 16.00
в начало