+7 (965) 121-80-60
Сад виллы Итидзё Экан
Итидзё Экан был девятым сыном императора Гоёдзэй. Он был усыновлен кланом Итидзё, одной из пяти аристократических семей, назначавших высших министров для императора. Его настоящее имя Канэто впоследствии было изменено на Акиёси. Итидзё Экан служил главным советником и регентом, поддерживая своего старшего брата, императора Гомидзуно. А в поздние годы он стал монахом, приняв новое имя – Титокуин Экан.
Итидзё Экан хорошо разбирался во многих искусствах, таких как японская поэзия, каллиграфия, чайная церемония, театр Но, икэбана. Он знал архитектуру и давал подробные инструкции по строительству своего горного убежища в Нисигамо (Киото), которое было закончено в 1646 году. На обширном участке площадью 99 квадратных метров также был создан и сад.
После Второй мировой войны вилла была перенесена в Камакуру и отреставрирована, после чего ее признали культурным достоянием национального значения. Итидзё Экан Сансо - это потрясающий образец японской придворной архитектуры 17 века, равный знаменитому Киотскому Кацура Рикю. Использование натуральных материалов, продуманная фурнитура и роспись в современном стиле на дверях из кедра демонстрируют утонченный вкус дворян того времени, которые любили природу.
Вместе с домом были перенесены пошаговые камни и сухой сад, созданный под влиянием чайного мастера Канамори Сова, у которого Итидзё Экан учился искусству чайной церемонии. Летом 2017 года сад был открыт для широкой публики.
Перед входом в сад находится билетная касса, справа от которой – симпатичные скамеечки для отдыха.


Завернув за угол, мы оказались перед небольшим внутренним двориком, который нужно было обойти справа по коридору. На площадке, засыпанной сероватым гравием, располагаются три острова.

На самом дальнем установлен массивный каменный фонарь тати-гата.

Посередине – самый маленький островок с растущим в два ствола живописным кленом. А на ближайшем острове – покрытая мхом чаша. Несмотря на пошаговые камни, как бы ведущие на первый и третий острова, ходить можно только по коридору.


Если вам посчастливится побывать здесь в конце апреля – начале мая, вы сможете полюбоваться на цветение желтых орхидей, находящихся под угрозой исчезновения. Ну а осенью, конечно же, все внимание направлено на великолепные клены.
По дорожке, выложенной из редких камней Мэгуро, мы подошли к воротам Миюки-мон, которые были созданы для приветствия императора.


Справа – живая изгородь из восковницы красной. В изгороди находятся еще одни ворота, Амигаса-мон, крыша которых покрыта кусочками меди. Этот тип ворот чаще всего можно встретить в чайных садах. Слово «амигаса» состоит из двух иероглифов, означающих «женщина» и «бамбуковая шляпа». Таким образом, ворота в форме традиционной женской бамбуковой шапки. Они ведут к чайной комнате Коугэцу-ан.


Главная деталь дома в стиле сукия, на которую все обращают внимание – крыша, крытая двойным слоем соломы.


Широкие двери, сдвигаясь, открывают вид на прекрасный сад в киото-стиле, где растут красные сосны и клены, а земля покрыта изумрудным ковром из мха. Осмотреть сад можно со всех сторон.



Композиционным центром является сухой ручей, протекающий по правой части поляны. Его берега украшены камнями, а по центру перекинут мостик.

Пошаговая дорожка ведет к цукубай. Судя по всему, воду в чашу наливают непосредственно перед чайной церемонией.

В здании напротив есть чайная комната с круглым окном наподобие того, что мы видели в Мэйгэцу-ин. В окне видна часть сада, включающая в себя японский каменный фонарь и растущий бамбук.


Левый торец дома огибает интересная дорожка из вкопанной в землю ребром черепицы. Она настолько искусно сделана, что издалека напоминает ручей. Между дорожкой и домом установлены три камня и каменный фонарь, а напротив – скамейка.

От этой дорожки пошаговые камни ведут к другой скамейке, поставленной рядом со стеной.


Однако сухой ручей – это далеко не весь сад. В левой части располагается уединенная беседка-адзумая, которую окружает живой ручей. Добраться до нее можно, перейдя по мостику.


В другом месте есть еще пошаговые камни.

Отсюда начинается спуск вниз, к реке Намэригава. Дорога вниз засыпана галькой. Можно только догадываться, сколько усилий стоит садовникам очищать ее от осенней листвы!


Нижний сад представляет собой засыпанную светлым гравием территорию, в центре которой – небольшой островок. Необычным является то, что по гравию можно ходить. Мало того, по краю одной стороны стоят скамейки для посетителей.



Это действительно непривычно, так как гравий обычно символизирует воду, а по воде ходить нельзя. Если очень нужно, прокладывают дорожку из пошаговых камней.
Этот сад находится ниже, чем основной. Здесь царит особая атмосфера, сильно отличающаяся от того, что наверху. Несмотря на то, что есть удобные скамейки и красный зонтик, говорящие о том, что тут тоже проходят чаепития, создается иллюзия нахождения один на один с природой. Этому способствует сильная затененность, даже, я бы сказала, мрачноватость места и необычайная тишина, нарушаемая лишь редкими птицами.
Но, пожалуй, сильнее всего на посетителя действует контраст между двумя мирами, ощущаемый в этом саду. С одной стороны, через деревья хорошо заметно здание кафе Ямамототэй.

С другой же находится обрыв, и внизу течет река Намэригава. Первый иероглиф в названии читается как «намэру», что означает «скользить». Такое название река получила за то, что она течет, как бы «облизывая» камни.

Несмотря на то, что сад занимает довольно большую территорию, людей здесь немного. Скорее всего это связано с тем, что об этом месте пока мало кто знает. Но сад, несомненно, заслуживает того, чтобы его увидеть. Если мне когда-нибудь еще удастся побывать там, я обязательно найду время посидеть в кафе. Думаю, виды на нижний сад и на реку, неспешно прокладывающую себе путь между скалами, просто потрясающие!



Иформация о саде:
Адрес: 5-1-10 Jyomei-ji, Kamakura-shi, Kanagawa 248-0003
Часы работы: с 10.00 до 16.00
Выходные дни: понедельник, вторник (когда проводятся другие мероприятия) и новогодние праздники с 14 декабря по 14 января.
в начало