+7 (965) 121-80-60
Кокусай Бунка Кайкан
(Сад при токийском Международном Доме Японии)
Раньше на территории нынешнего Международного Дома Японии находился особняк, принадлежавший клану Кёгоку. В начале периода Мэйдзи имение перешло тогдашнему министру иностранных дел Иноуэ Каору, который часто устраивал банкеты и чайные церемонии, в том числе и для императорской семьи. Затем дом еще несколько раз менял владельцев, пока не был передан правительству после окончания Второй мировой войны в качестве уплаты налога на наследство.
В 1951 году Джонн Рокфеллер посетил Японию в составе делегации для ведения переговоров по мирному договору. В том числе затрагивался вопрос создания культурного центра и программы интеллектуального обмена. Это привело впоследствии к основанию Международного Дома Японии.
Официальное открытие состоялось в июне 1955 года. Через двадцать лет здание было расширено, а в 2006 году зарегистрировано как культурное достояние страны.
Ко входу в Международный дом Японии ведет широкая дорога, огражденная с обеих сторон невысокими подпорными стенками из камня, внутри которых – стриженые кустарники и невысокие деревца.
Однако, чтобы попасть в сад, нужно пройти здание насквозь. Честно говоря, мы не знали, пустят ли туда нас, но, как оказалось, волнения были напрасны: на ресепшене нам с улыбкой показали, в какую сторону идти.
С внутренней стороны дом смотрится совершенно по-другому благодаря прекрасному саду, автором которого является один из самых известных мастеров садового искусства XIX – XX вв. Огава Дзихэй. Он сделал его для последних владельцев усадьбы - семьи Ивасаки, которые уже не раз обращалась к Огаве по поводу создания сада.
Как и во многих других своих садах, автор здесь мастерски соединил японские традиции и западные веяния. Первое, что мы видим, выйдя из дома – обширное пространство, устланное газоном. Вся территория разрезана на части темными узкими дорожками.
Посмотрите на левую часть сада – ничего она вам не напоминает? У меня сразу возникла ассоциация с садом Мурин-ан: газон, кустарниковые кочки и ручей, который здесь сменили дорожки.
А на правой стороне Огава расположил небольшой пруд, примыкающий к флигелю.
И он не только примыкает, флигель буквально нависает над водой. Эта деталь отсылает нас к далекому прошлому, которое можно увидеть на свитках периода Хэйан, где изображены цуридоно, павильоны для рыбной ловли, расположенные непосредственно над водой.
Сам пруд, несмотря на небольшие размеры, выглядит просто потрясающе. В глубине притаился водопад, частично скрытый листвой деревьев. Справа от него – японский каменный фонарь.
Чтобы увидеть водопад поближе, мы решили подняться наверх.
С холма открывается вид на строение.
Далее повернули в сторону водопада. Прошли пагоду, парочку существ, по всей видимости, охраняющих сад, и вскоре добрались до источника.
Именно отсюда начинается ручей, который в дальнейшем падает с камня вниз в пруд. Мы перешли его по камням и дошли до места, откуда можно было хорошо разглядеть флигель.
К сожалению, в сад мы попали достаточно поздно, и уже начинало смеркаться. Нужно было спускаться вниз.
На обратном пути мы обнаружили, что здесь есть не только настоящий ручей, но и сухой тоже. Только расположен он на другой стороне. Если смотреть на сад из дома, сухой ручей вполне можно не заметить, так как он скрыт кустарниками и деревьями.
Огава Дзихэй не только создал прекрасный сад, он еще и спланировал наши передвижения по нему. Ведь это только кажется, что вся территория у нас перед глазами. Первое, что замечает человек, выйдя из здания – зеленый ровный газон. Создается впечатление, что здесь все понятно, и мы инстинктивно поворачиваем в сторону пруда, потому что он-то как раз виден лишь частично. Дойдя до водоема, замечаем водопад. Становится интересно посмотреть на него поближе. Однако подхода нет. Это заставляет нас подняться наверх и осмотреть все оттуда. Ну а на обратном пути внимание привлекает сухой ручей, который замечаешь лишь когда приближаешься вплотную. Таким образом сад кажется намного больше, чем он есть на самом деле.
Еще хотелось бы отметить удивительное ощущение природности и естественности этого сады. Несмотря на идеально ровный и низкий газон, четко обозначенные линии дорожек, продуманные камни, наверху мы видим, если можно так выразиться, художественный беспорядок. Да и сухой ручей создает впечатление несколько заброшенного, будто на самом деле когда-то здесь была вода, но вот уже несколько лет как ручей пересох, и место постепенно зарастает. И это соединение двух противоположностей, тем не менее, не вызывает никакого дискомфорта, напротив, в этом саду не покидает чувство гармонии и восторга.
Иформация о саде:
Адрес: 5-11-16 Roppongi, Minato-ku, Tokyo, 106-0032, JAPAN
Часы работы: с 9.00 до 17.00
в начало