+7 (965) 121-80-60
Сад Исуи-эн в Наре
Сад Исуи-эн находится в центре г. Нара. Его площадь составляет 3 акра (1,2 га). В 1975 году правительство признало сад природной достопримечательностью и открыло для широкой публики.
Исуи-эн состоит из двух садов прогулочного типа, созданных в разное время. Один - в период Эдо, второй - в Мэйдзи. На территории есть также небольшой музей, где выставлены образцы японской керамики.
При входе на территорию Исуи-эн стоит стенд с краткой информацией и планом сада.
Затем нужно пройти по широкой дороге до офиса, где покупают входные билеты.
Там мы встретили женщину-гида, которая предложила свои услуги (бесплатно), но нам хотелось самим побродить по саду, останавливаясь в разных местах, иногда надолго. Поэтому мы отказались, хотя, может, и зря.
Офис находится посередине между двух садов, и можно выбрать, куда идти, налево в задний сад (более современный) или направо в передний.
Здание офиса само по себе очень красиво смотрится.
Здесь же находится дом для чайных церемоний Сэйсю-ан, который относится к переднему саду, с симпатичным внутренним двориком.
Через открытые ворота виднеется другой чайный домик - Тэйсюкэн. Но войти туда нельзя было.
Прямо перед домиком протекает ручей.
Проход по мостику был закрыт камнем сэкимори иси, запрещающим дальнейшее движение. Впрочем, мы и в ворота не могли зайти.
В дальнем углу можно было разглядеть каменный фонарь и цукубай.
Особенно нас впечатлил подход к воротам. Земля была устлана сосновыми иголками, аккуратно уложенными в узоры.
Начать мы решили с так называемого заднего сада. Он был создан в начале ХХ века дизайнером Сэки Тодзиро (Seki Tojiro). Задумывался сад как место для чайных церемоний и поэтических состязаний. Говорят, что эта часть Исуи-эн была сделана под впечатлением от сада Мурин-ан в Киото, автором которого был знаменитый Огава Дзихэй.
Мы пошли по направлению к саду. По пути нам встретился симпатичный дворик.
Через некоторое время мы вышли к большому пруду. Справа через ручей проложены пошаговые камни, но дальше проход был закрыт. Таким образом посетителей направляют в другую, противоположную сторону.
На берегу пруда располагается чайный дом Хёсинтэй.
Справа от входа - небольшая чаша с водой.
Сам пруд довольно большой, сложной формы. Автор умело использовал виднеющиеся вдали холмы Касугаяма, включив их в сад. Также отсюда можно видеть ворота храма Тодай-дзи - Нандаймон.
В центре водоема есть небольшой остров, к которому ведет пошаговая дорожка на воде. Вместо камней здесь проложены мельничные жернова.
Привлекают внимание два больших камня с обработанным верхом. Один из них находится около острова, другой - на берегу. Видимо, они тоже раньше для чего-то использовались, но для чего? Сейчас же камни воспринимаются как яркие акценты, места, откуда хорошо осматривать сад.
Все пространство буквально пронизано ручьями. Некоторые мостики являются декоративными, по другим можно пройти.
Берега ручьев закреплены камнями разного размера, благодаря чему береговые линии кажутся более извилистыми, чем это есть на самом деле.
С другой стороны линию дорожек формируют массивы кустарников, как вечнозеленых, так и листопадных. Но даже там, где кусты были без листвы, смотрятся они отлично благодаря своей интересной графике.
На каждом шагу, за каждым поворотом встречается что-то интересное.
Спустившись по одной из лесенок, мы оказались напротив небольшого водопада. На другой стороне располагается мельница.
Отсюда же открывается отличный вид на чайный дом, откуда мы начали осмотр сада. Правее - павильон Ягюдо.
В холодную погоду, зимой, переходить ручей по камням мы не рискнули. К тому же, камни могли быть скользкими от дождя. Поднялись наверх и пошли в обход.
От моросящего дождя мох казался особенно ярким и мягким.
По сути, мы обошли весь сад и двигались в обратном направлении, но уже по другому берегу водоема. Вот эта дорожка ведет к выходу, а лестница наверх - к той самой мельнице.
Рядом с деревом обнаружили небольшое сооружение из камней, покрытых мхом, и бамбука. Судя по всему, так что-то декорируют, возможно, какой-то колодец.
Мы поднялись по лестнице. С этого места хорошо видны дорожки, по которым мы только что проходили. А еще там обнаружили большой камень с высеченными на нем иероглифами.
Отсюда мы могли лучше рассмотреть водяную мельницу, обойти ее со всех сторон.
Водопад тоже виден был лучше с правого берега.
На этом осмотр заднего (современного) сада был закончен, и мы направились к тому месту, откуда пришли.
Передний сад был создан в 1670 году Киёсуми Досэй, успешным торговцем, проживавшем в Наре. Он построил здесь свою виллу, чайные дома Сансютэй и Тэйсюкэн, чтобы наслаждаться чаем сэнтя.
Первое, что мы увидели - чайный домик Тэйсюкэн. Как раз тот, к которому не было прохода через ворота. Только теперь мы оказались с обратной стороны.
На табличке можно прочитать про чайный дом. Здесь сказано, что построен он был Киёсуми Досэй в 1670 году, а в конце 19 века его изменил Сэки Тодзиро, добавив террасу, где можно было устроить комнату для ожидания чайной церемонии. Чайный сад был создан в 1900 году под руководством известного мастера чайной церемонии Юмёсай. Он состоит из внешнего (сото-нива) и внутреннего (ути-нива) сада с традиционной чайной комнатой (тясицу), в которой есть круглое окошко.
Смогли мы подойти и к цукубай, который фотографировали через ворота в самом начале.
После осмотра чайного домика мы вышли к пруду. Его площадь не такая большая, как в современном саду, и практически всю территорию можно увидеть с одного места. Большое здание на противоположной стороне - чайный дом Сансютэй.
С этой стороны виден вход и офис.
В пруду есть два острова - остров Черепахи и остров Журавля. Необычным является то, что через эти острова проходит дорожка, деля водоем на две части.
Долго гадали, для чего нужно это приспособление, и пришли к выводу, что средняя часть этой конструкции является заслонкой, которая открывает слив воды. Под водой можно увидеть деления для определения уровня.
А вот этот шалашик закрывает трубу перелива. Под него можно и насос спрятать.
В саду много красивых фонарей.
Если бы так рано не садилось солнце зимой, мы бы в этом саду гуляли еще долго. Но, к сожалению, в декабре в Японии в пять уже темнеет. А жаль. Нам очень понравился сад. Здесь было тихо, свежо, иногда накрапывал дождик. Такая погода очень к лицу японским садам. Хотя было бы интересно посмотреть на него и в другие сезоны.
Иформация о саде:
Адрес: 74 Suimon-cho, Nara City
Часы работы: с 9.30 до 16.30 (вход до 16.00)
Закрыто: по вторникам (ежедневно открыто в апреле, мае, октябре и ноябре), закрыто в новогодние праздники
в начало