японский сад

 

Сады храма Кэнтё-дзи, Камакура

Храм Кэнтё-дзи был основан в 1253 году китайским священником Ранкэй Дорю по просьбе регента сёгуната Камакура Ходзё Токиёри с целью добиться национального процветания через дзэн.

В XXIII веке расположение зданий в храмовых комплексах соответствовало расположению китайским храмам, где ворота Со-мон, ворота Сан-мон и Буцу-дэн (здание главного зала, гостевого зала и помещения для священников) строились по прямой линии.

Сады храма Кэнтё-дзи

Сады храма Кэнтё-дзи

Настоящие ворота Со-мон были построены в храме Хандзюзанмай-ин в Киото в 1783 году и перенесены сюда в 1940. На них есть китайские иероглифы, которые произносятся как «кофукусан» и означают «храм, приносящий огромное счастье».

Сады храма Кэнтё-дзи

Отсюда к воротам Сан-мон ведет широкая дорога, по обе стороны которой растут взрослые вишни. Конечно, ранней весной эта часть особенно красива, однако и осенью нас очаровали идеально сформированные кроны деревьев, могучие камни и вечнозеленые кустарники.

Сады храма Кэнтё-дзи

Ворота Сан-мон являются национальной культурной собственностью страны. Считается, что вход через них освобождает человека от любых сильных желаний, зависимостей и одержимости.

Ранкэй Дорю, основатель храма, сказал: «Храм Кэнтё-дзи открыт для всех, кто собирается изучать Дзэн. И на территории храма всегда будет ветерок, который одинаково относится ко всем людям, находящимся здесь». Это означало, что храм открыт для всех, а не только для учеников, занимающихся духовными практиками.

В верхней части ворот, называемой родзё, находятся статуи Будд и архатов, которые завершили свою духовную практику.

Сады храма Кэнтё-дзи

Сады храма Кэнтё-дзи

Справа от ворот Сан-мон – большой храмовый колокол Бонсё, отлитый в 1255 году.

Сады храма Кэнтё-дзи

Рядом – еще одни ворота и дорога наверх, к смотровой площадке.

Сады храма Кэнтё-дзи

Дорога от ворот Сан-мон к главному храму Буцу-дэн знаменита парой древних можжевельников, которые растут по обе стороны. Они внесены в список ста особо охраняемых деревьев в префектуре Канагава. Говорят, что эти деревья выросли из семян, которые Ранкэй Дорю привез из Китая и посадил во времена основания храма. Таким образом, можжевельникам должно быть уже около 760 лет! Высота – 13 метров, окружность ствола – 6,5 метра.

По-японски эти можжевельники называются Ибуки, или Бякусин. Они растут от южных регионов Японии до береговой линии Кюсю. Обычно Бякусин высаживают на территории храмов и в садах, так как они являются символом дзэн храмов. В природе деревья Ибуки могут достигать 27 метров в высоту, 8 метров в окружности и возраста 1500 лет.

Сады храма Кэнтё-дзи

Сады храма Кэнтё-дзи

Сады храма Кэнтё-дзи

Сады храма Кэнтё-дзи

Буцудэн первоначально был построен как мавзолей для жены сёгуна, и только потом был переделан в храм Будды. Именно поэтому оно отличается от традиционных Буцудэн конструкцией крыши и потолка.

Интересно не только само здание храма Будды, но и отдельные детали, такие как фонари, колокол, камни.

Сады храма Кэнтё-дзи

Сады храма Кэнтё-дзи

Сады храма Кэнтё-дзи

Еще одно интересное здание – Зал Дхармы (Хатто). Оно было построено значительно позже, в 1825 году и посвящено богине Каннон.

Сады храма Кэнтё-дзи

Неподалеку, за золотыми китайскими воротами кара-мон, расположен дом настоятеля храма.

Сады храма Кэнтё-дзи

Сады храма Кэнтё-дзи

Территория очень красива, сады ухожены.

Сады храма Кэнтё-дзи

Сады храма Кэнтё-дзи

Сады храма Кэнтё-дзи

Сады храма Кэнтё-дзи

Сады храма Кэнтё-дзи

Здесь очень много живых изгородей, однорядных и многорядных, прямых и волнистых, сформированных и растущих в свободной форме.

Сады храма Кэнтё-дзи

Ну и, как всегда, отмечаю самое главное, ради чего мы выбрали этот храм. Конечно, это потрясающий сад с прудом Сампэки-ти. Это название означает «зеленые листья, отраженные в голубой воде». Автором сада также является Ранкэй Дорю.

Вопреки обычаям, пруд расположен не перед храмом, а за ним. Осматривать сад можно с энгавы, протянувшейся вдоль здания. Сам пруд имеет вытянутую форму, с изогнутыми линиями берегов. К сожалению, водоем несколько раз переделывался, в том числе и знаменитым Мусо Кокуси, поэтому дошел до нашего времени в несколько измененном виде.

Считается, что очертания водоема соответствуют иероглифу «сердце, душа». Однако не стоит искать точного соответствия, сходство очень условное. Впрочем, как и многое в японских садах – нужен лишь намек, лишь сознание того, что образ тут спрятан, а не точная копия.

Сады храма Кэнтё-дзи

Особое удовольствие в этом саду доставляет разглядывание холмов. Сложно поверить, что они рукотворные. Такие изгибы, переходы, я считаю, обязательны для изучения тем, кто планирует создать сад с холмами.

Сады храма Кэнтё-дзи

Сады храма Кэнтё-дзи

Постройки (Токугэцу-ро, Дайкякудэн и Ходзё), выходящие на сад, использовались для приема гостей. Двухэтажное здание Токугэцу-ро было создано в 2002 году к празднованию 750-летия храма.

Сады храма Кэнтё-дзи

Прямо перед ним, в пруду находится маленький остров Черепахи, символизирующий долгую и счастливую жизнь.

Сады храма Кэнтё-дзи

Есть один интересный факт, связанный с храмом Кэнтё-дзи. Ежегодно, 15 июля, здесь  проводится сегаки - буддийская поминальная церемония для успокоения душ погибших самураев. Однако, в отличие от других храмов, поминальная служба проводится дважды. Второй раз – для поминовения души Кадзивара Кагетоки, самурая, погибшего во времена Камакура. Легенда гласит, что однажды, после окончания службы, Ранкэй Дорю увидел призрак этого самурая. Тот, узнав, что церемония окончена, сильно опечалился. И тогда священник провел ее во второй раз, специально для воина.

Сады храма Кэнтё-дзи

Иформация о саде:

Адрес: 8 Yamanouchi, Kamakura, Kanagawa 247-8525,, JAPAN

Часы работы: с 8.30 до 16.30

в начало

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshinsad@gmail.com

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00