+7 (965) 121-80-60
Сад Мурин-ан
Этот сад интересовал меня, в первую очередь, как творение гениального ландшафтного дизайнера Огавы Дзихэй, сад нового стиля, западного в глазах японцев, и, в то же время, не утративший японского обаяния. Причем, ранее, видя этот шедевр японского садово-паркового искусства на фото, я не разделяла восторженных отзывов. Тем интереснее было побывать там и увидеть своими глазами.
Резиденция Мурин-ан принадлежала известному генералу Аритомо Ямагата (1838 - 1922). Строительство продолжалось два года, с 1894 по 1896. У генерала был уже дом в Киото, здесь же он планировал создать дачу, где можно было бы собирать штаб для обсуждения государственных секретных дел. Место Ямагата выбрал такое, чтобы открывался вид на гору Хигасияма. Однако была еще одна причина: рядом находится канал, проложенный от озера Бива, который позволил запитать сложную водную систему сада.
канал от озера Бива
Для строительства пейзажного прогулочного сада Аритомо Ямагата пригласил выдающегося мастера ландшафта Огаву Дзихэй, поставив перед ним задачу создать целостную картину природы, которая, в отличие от прогулочных садов эпохи Эдо, не копирует какой-либо известный пейзаж, а является уникальной. И Огава справился с этим великолепно.
Итак, декабрьским ранним утром мы прибыли в Мурин-ан, находящийся в 15 минутах ходьбы от нашего отеля.
Первое, что видят посетители - ручей, который протекает под мостом, соединяющим два здания.
На другом берегу сквозь деревья просматривается чайный домик. Несмотря на то, что сад считается западным, такой элемент японского сада вовсе не кажется чужеродным.
Слева находится традиционный японский дом, вдоль которого идет дорожка в сад. В самом начале стоит высокая чаша тёдзубати, рядом с ней к дому пристроена лавочка.
Дойдя до угла, обнаружили, что дом состоит из двух строений. Первое - двухэтажное, второе - одноэтажная пристройка; в каждом можно посидеть и посмотреть на сад. К сожалению, во время нашего первого визита в Мурин-ан мы были сильно простужены, поэтому при температуре, близкой к нулю, снять обувь и зайти в дом не решились.
Зато во второй раз, вернувшись сюда через год, но в ноябре, было достаточно тепло, и мы с удовольствием посмотрели на сад из помещения.
К тому же, внутри есть маленький садик (цубо), который можно увидеть только находясь в доме.
У торца второго здания также есть лавочка и цукубай с фонарем.
Пройдя чуть вперед, мы обернулись. С этой точки хорошо видны все три здания: слева - европейский дом начала ХХ века, справа - японские постройки. Также отсюда видно, как идет дорожка: от японского дома нужно пройти по большим пошаговым камням и перейти ручей. Далее дорожка становится гравийной.
Сам сад относительно небольшой - всего 30 соток, приблизительно одну четвертую площади занимают строения. Форма участка, по выражению Нитшке, "напоминает сладкую картофелину": узкий по краям и широкий в центре. Это позволило дизайнеру создать удаленную перспективу, благодаря чему сад кажется намного больше, чем есть на самом деле. Горы Хигасияма добавляют шикарный задний план.
Сначала идти нужно по левой стороне. Мостик справа, ведущий к маленькому чайному домику, оказывается закрыт.
Та часть, которая находится на открытом, солнечном месте, покрыта газоном. Правда, это не тот газон, что мы привыкли видеть у себя на участках, а почвопокровная травка цойсия, не нуждающаяся в стрижке. Зимой она желтеет и издалека напоминает песок.
Если газон - это западный элемент сада, то мох, растущий в тенистых местах - настоящая Япония. Несмотря на то, что ходить разрешается лишь по дорожкам, проблемные деревья все равно огораживают специальными конструкциями. Даже когда растение погибло, их не убирают. Возможно, посадят новые, такие же.
Дойдя до середины участка, мы пересекли его по центру. И дальше пошли вдоль водоема по японской части, среди деревьев, утопающих во мхе. В зарослях кустарников находится камень-стелла. Он был установлен в честь визита с этот сад некоего официального лица.
В конце пути находится трехступенчатый водопад. Лучше всего его видно, если перейти по камням на другую сторону.
Особенно красиво отсюда смотрится пруд. Каждый островок, каждый камень на этом мелководье находится на своем месте и выступает над водой ровно настолько, насколько задумано автором. И это просто поражает. Трудно поверить, что водоем создан человеком!
В этот момент природа преподнесла нам замечательный сюрприз: пошел снег. Я всегда мечтала увидеть снег в японском саду, а в Мурин-ан произошло что-то фантастическое! Сначала это был снегопад, превративший сад в волшебную сказку.
Затем выглянуло солнце, преобразив все вокруг до неузнаваемости. Снег и солнце создавали иллюзию нереальности!
А когда все закончилось, необычайными красками поразили камни. И самый впечатляющий здесь, конечно, огромный камень на берегу ручья.
И для полноты картины - пара фотографий ручья в ноябре, с пламенеющими листьями кленов.
Возвращались мы уже по правому берегу. Дошли до чайного домика.
По этой же дороге мы дошли до входа в сад. В западном здании находится музей. Первый этаж посвящен саду и его создателю.
Есть и портрет самого автора, Огавы Дзихэй.
Второй этаж посвящен хозяину дома, Аритомо Ямагата и знаменитой встрече четырех политиков. Как известно, перед русско-японской войной, 21 апреля 1903 года здесь собрались четыре политических лидера для переговоров: сам Аритомо, лидер Сэйю-кай партии Хиробуми Ито, премьер-министр Таро Кацура и министр иностранных дел Ютаро Комура. Согласно сообщениям газет того времени, конференция длилась два часа.
После музея, я еще раз сфотографировали сад от начала, но с правой стороны ручья.Отсюда особенно хорошо заметно, как мастерски создается интрига. Мы видим лишь кусочек сада, лишь часть светлой лужайки, гадая, что же там, за деревом, за поворотом. И участок кажется огромным. Создается впечатление, что сад уходит далеко вправо, скрываясь за деревьями. Находясь в этой красоте, тишине и спокойствии, сложно поверить, что за забором, со всех сторон кипит жизнь многомиллионного города. Это настоящая "хижина отшельника", где можно отдохнуть, насладиться великолепными видами, посмотреть на ручей или побродить по лесным дорожкам.
На мой взгляд, единственный недостаток этого сада - его нефотогеничность. Даже самые хорошие снимки не в силах отразить эту нереальную красоту. Никакими словами невозможно описать те чувства, которые охватывают посетителей, как только они окунаются в атмосферу сада. Он, будто живой организм, обволакивает, успокаивает, заставляет забыть обо всем на свете. Мурин-ан, словно почувствовав, что мы не были до этого его поклонниками, постарался показать все свои лучшие стороны, призвав на помощь погоду. И теперь для нас он стал одним из самых любимых садов, если не самым любимым!
Иформация о саде:
Адрес: 31 Nanzenji Kusakawa-cho, Sakyo-ku, Kyoto 606-8437
Часы работы
апрель - июнь: с 8.30 до 18.00
июль - август: с 7.30 до 18.00
сентябрь - октябрь: с 8.30 до 18.00
ноябрь: с 7.30 до 17.00
декабрь - март: с 8.30 до 17.00
в начало