Японские сады

 

Рицурин Коэн

История создания

В 1587 году дайме (феодал) Икома Тикамаса построил в г.Такамацу дом с небольшим садом и назвал свои владения «Рицурин вилла».  Слово «рицурин» переводится как «древесина каштана». По легенде, еще до начала строительства на этом месте росли каштановые деревья. Поэтому сад и получил такое название. В 1642 году имение перешло от семьи Икома к Ёрисиге Мацудайра, который тогда же был назначен даймё данной области. Род его был в большом почете во времена Токугава, но даже после свержения сёгуна, Мацудайра смогли остаться у власти. Получив поместье, Ёрисиге приступил к расширению его границ и созданию сада. Первое, что он сделал при разработке участка – принял меры по борьбе с наводнениями, изменив курс ближайшей реки Катогава. Старое руло было использовано для расширения сада на север. Ёрисиге построил также виллу для себя и своей дочери.

Во времена правления второго даймё, Ёрицуна, этот район оказался в тяжелом положении вследствие засухи. Чтобы поправить ситуацию, новый владелец нанимает местных людей для дальнейшего развития сада. Он платит им деньгами или рисом не только за труд, но и за каждый принесенный камень или дерево ценной породы.

Южный сад был закончен во времена правления третьего дайме, который проводил на вилле в саду больше времени, нежели в своем замке, находившемся неподалеку. Еще одиннадцать лордов Мацудайра владели садом вплоть до эпохи Мэйдзи, когда феодальная система была заменена на западную модель демократии. В 1872 году сад был передан префектуре Такамацу (ныне Канагава), и через четыре года открыт для широкой публики. Тогда же произошла смена имени с «Рицурино» на «Рицурин Коэн».

Таким образом, строительство сада проходило в течение ста лет.

Стиль сада

Рицурин Коэн, который находится в г.Такамацу на острове Сикоку – великолепный образец прогулочного сада дайме, или кайю-сики. Появление этого стиля обусловлено политической ситуацией того времени. Для сохранения мира в стране сёгун Токугава проводил политику изоляции Японии от внешнего мира. Чтобы избежать внутренних войн и интриг, а также заговоров против власти, был принят «Закон альтернативного присутствия» - «Sankin kotai». Согласно этому закону, феодалы обязаны были половину года проводить в столице Эдо (нынешний Токио), а потом уезжать на оставшиеся полгода в свои поместья, оставляя в заложниках свою семью. Таким образом, большую часть своего времени знать тратила на путешествия в Эдо и обратно, что сильно ослабляло даймё как политически, так и финансово. У феодалов просто не оставалось времени и средств на восстания или интриги.

Эта же система заставила даймё создавать сады не только в личных владениях, но и в своих резиденциях в столице. Как правило, участки ограждались высоким забором, перед которым с внешней стороны были высажены заросли бамбука. На самой территории несли службу воины, создавались различные защитные сооружения. Основной причиной таких мер были не только защита от нападений врагов, но и преодоление различных ограничений правительства, таких как запрет на строительство новых замков и необходимость получать разрешение на реконструкцию старых.

Эта же система заставила даймё создавать сады не только в личных владениях, но и в своих резиденциях в столице. Как правило, участки ограждались высоким забором, перед которым с внешней стороны были высажены заросли бамбука. На самой территории несли службу воины, создавались различные защитные сооружения. Основной причиной таких мер были не только защита от нападений врагов, но и преодоление различных ограничений правительства, таких как запрет на строительство новых замков и необходимость получать разрешение на реконструкцию старых.

Прогулочные сады, как правило, организовывались по одному и тому же принципу: дорожка вела посетителя по саду, направляя его так, чтобы он последовательно осматривал сцены, предлагаемые его вниманию. Это могли быть картины, имеющие полное сходство с реальными пейзажами Японии или другой страны, воссозданные в миниатюре. А могли быть и пейзажи, придуманными дизайнером (niwa-shi), который брал сюжет из поэзии или мифологии. В кайю-сики использовались различные элементы предыдущих типов садов. Его компонентами были пруды, извилистые ручьи и острова времен Хэйан, фиксированные точки обзора изнутри зданий, характерные для периода Муромати или элементы чайных садов. Однако все эти составляющие приобретают теперь  другое звучание, почти утрачивая первоначальный смысл. Они теряют религиозную или философскую направленность, служа лишь декоративно-эстетическим целям.

Композиция сада

Рицурин Коэн, музей Sanuki Mingei-kanСад Рицурин Коэн включает в себя около шести прудов и тринадцати искусственных холмов. Вход осуществляется через восточные ворота. Рядом с ними стоит Sanuki Mingei-kan, дом-музей. Здесь выставлены ремесленные изделия времен Мацудайра: керамика, домашняя утварь, мебель, текстиль. В прилегающем выставочном зале находится сувенирная лавка, предлагающая современную продукцию народного ремесла.

Рицурин Коэн разделен на Южную и Северную часть. Северный сад первоначально был предназначен для охоты на уток. Сегодня это ботанический сад, своего рода питомник, где выращивают замену растениям для Южного сада. Разделяет обе части длинная изгородь из черных сосен, посаженных близко друг к другу и сформированных высокими квадратами.

Изысканность садового искусства в полной мере проявилась в Южном саду. Здесь много дорожек, петляющих среди холмов. Именно эта деталь является знаком новой эпохи. Раньше дорожки были проложены, в основном, вдоль кромки воды. Теперь же лишь половина из них подходит к воде. Другая половина ведет посетителя через рощи и холмы.  Искусственные холмы цукияма также стали обычным явлением для прогулочных садов. Увеличение их числа связано с постоянными путешествиями феодалов в столицу и обратно. Даймё были в восхищении от видов горных пейзажей, которые встречались у них на пути, и пытались воспроизводить эту красоту в своих садах.

Рицурин Коэн, дорожки через холмыРицурин Коэн, дорожки через холмы

Рицурин Коэн. Река, соединяющая водоемы.Не менее популярны были и искусственные озера. Однако теперь уже редко можно встретить большие пляжи из гальки или песка, чаще всего пруды окружали лишь линией из камней. В Южном саду Рицурин Коэн есть три крупных озера: Северное, Южное и Западное. Все они соединены между собой ручьями.

В южном водоеме можно увидеть выступающую группу камней, символизирующую священный остров. Остров Хорай, где обитали бессмертные – типичный элемент садов периода Хэйан, который все больше уходит в историю, и в эпоху Эдо лишь изредка используется дизайнерами. Также в южном водоеме есть три небольших островка: Kaede-jima (остров кленов), Tennyo-jima (остров ангелов) и Token-jima (остров кукушки). Осенью привлекает к себе внимание первый остров, на котором растут клены, вспыхивающие в октябре красно-оранжевым пламенем. На Tennyo-jima располагаются невысокие кустарники, сформированные в форме квадратов (карикоми). Дополнительным украшением являются каменная пагода и композиции из камней. Token-jima сильно пострадал в первые годы эпохи Мэйдзи, когда многие деревья и камни были удалены. И, хотя на острове были вновь посажены растения, былая красота осталась только в воспоминаниях.

Рицурин Коэн, остров ХорайРицурин Коэн, остров Tennyo-jima

Рицурин Коэн, павильон отраженной ЛуныИсторическую ценность представляет вилла Kikugetsu-tei. Во времена Мацудайра она являлась местом эстетических развлечений знати, таких как чайная церемония, поэтические состязания, наблюдения за луной. Передняя комната виллы выходит на восток озера. Здесь проходили вечера, посвященные любованию луной. Сам павильон называется «Павильон отражения Луны». Это название было навеяно цитатой из известного китайского стихотворения: «зачерпнув воды, вижу отражение луны в своих руках». И действительно, отсюда открывается великолепный вид на озеро, а в ночные часы отражение луны в глади воды настолько совершенно, что кажется, будто можно прикоснуться к ней рукой.

Kikugetsu-tei также является ярким представителем эпохи Эдо. Раньше чайные домики были построены в стиле со-ан (деревенская хижина), и они, как правило, были спрятаны в садах чайного типа. В Рицурине Коэн мы видим чайный домик совершенно другого типа – сё-ин. Сё-ин располагали на краю водоема или извилистого ручья, чтобы заключить таким способом вид сада в картину, рамой которой служили окна или проемы помещения. Назначение чайного домика также стало другим. Теперь это уже не место духовного самоуглубления и философских размышлений, а помещение для приема гостей, светских развлечений и наслаждения красотой природы. Своего рода совмещение двух эпох – периода Хэйан и периода Муромати. Чайный павильон в парке Рицурин также находится на краю водоема, стоит в воде на сваях. И ни о какой религиозной или философской составляющей здесь речи не шло, вилла использовалась исключительно для развлечения хозяина и его гостей.

Рицурин Коэн, мост ЭнгэцуСеверный водоем, созданный во времена правления второго даймё, на востоке граничит с искусственными холмами Фуйохо. С вершин этих холмов открывается великолепный вид на два острова и деревянный арочный мост Энгэцу (мост полной луны), перекинутый через реку, соединяющую Северное и Западное озера. Эти места также использовались самураями для развлечений. Гости собирались на берегу и пили сакэ. Опорожнив чашку, владелец опускал ее в пруд и должен был сочинить вака (стихотворение в 31 слог), прежде чем чашка утонет от ряби на воде, которая вызывалась ударами трости.

Рицурин Коэн, камень - обернувшийся левСеверное озеро особенно славится прекрасно сформированными черными и красными соснами, что растут на линии его берегов. По пути от Северного озера к Южному можно встретить несколько композиций из камней. Особенно интересны в этом плане два камня, расположенные по берегам ручья: Mikaeri-shishi (камень – оглядывающийся лев) и Botan-ishi (камень – пион). Считается, что они привезены с острова в Индийском океане. Камни связаны с легендой о монахе Оэ-но-Садамото. Он должен был пересечь мост, за которым находилась Чистая Земля. На другой стороне моста монаха ожидали львы, посыльные бодхисатвы, которые играли с цветком пиона.

Западное озеро расположено у подножия горы Сиун. На крутом берегу создан искусственный каскадный водопад. В давние времена наверх по склону поднимались бочки с водой, которые прятали среди деревьев. Всякий раз, когда хозяин-феодал проходил мимо, воду из бочек выливали, создавая эффект водопада.

Расположенный на берегу Западного озера чайный домик в стиле хижины был построен вторым даймё Мацудайра. Неподалеку от него находится чайный домик побольше, построенный в 1898 году.

Рицурин Коэн, западное озеро, гора СиунРицурин Коэн, западное озеро, гора СиунРицурин Коэн, дорога к чайному домику

Рицурин Коэн, экраны из стриженых сосенБольшой интерес представляют собой растения в Рицурин Коэн. В эпоху Эдо наблюдается интерес к стриженым формам. Деревья формировали и раньше, еще в эпоху Муромати, но тогда они были всего лишь необходимым дополнением к основной идее сада и не использовались столь обширно. Теперь же стриженые растения являются своего рода данью моде, пришедшей в Японию с запада, под влиянием христианских миссионеров. Деревьям и кустарникам придают самые разные формы, от строгих геометрических до замысловатых фигур. В Рицурин Коэн можно встретить, так называемые hako-zukuri, или «коробки», созданные из черных сосен.

Есть также деревья, сформированные так, чтобы их ветви поднимались и закручивались, напоминая волнистые контуры драконов. Однако не всем деревьям искусственно придана форма. Вековые сосны, так же как и небольшие естественные леса являются равноправными элементами ландшафта. В некоторых частях парка кусты обрезают лишь для того, чтобы обеспечить мягкий переход от ухоженных территорий к природным.

Рицурин Коэн, деревья-драконыРицурин Коэн, деревья-драконы

Интересен сад и своими красками. Весной здесь царит праздник ирисов. Белые, розовые, сиреневые, малиновые, и даже желтые – все они создают атмосферу радости и воздушности. Летом эстафета переходит к азалиям. Особенно красив один из островков, на котором азалии сформированы в виде сердец. Молодожены, да и просто парочки очень любят фотографироваться на их фоне.

Фотографии водного сада ирисов в Рицурин Коэн

Сад Рицурин Коэн представляет собой идеальный мир, созданный в отдельном пространстве. Несмотря на то, что он создан руками человека, создается полное ощущение, что каждый камень, каждое дерево или пруд появились в результате естественных природных процессов. Присутствие человека ощущается лишь в небольших павильонах, чайных домах, дорожках или мостах, но и это все органично вписывается в ландшафт.

Рицурин КоэнРицурин КоэнРицурин Коэн, гора Сиун

Рицурин КоэнРицурин КоэнРицурин КоэнРицурин Коэн, карпы кои


Автор фото - Фудзита Тиаки

Текст - Ирина Андрианова

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshin-sad@mail.ru

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00