+7 (965) 121-80-60
Сад храма Сайхо-дзи
Попасть в храм сада Сайхо-дзи была моя мечта. Это один из первых японских садов, который я когда-то давно увидела на фотографиях в сети и который запал мне в душу. Однако, приехав в Киото, я узнала, что осуществить мою мечту не так просто. Оказалось, в 50-х годах храм Сайхо-дзи переживал туристический бум, и нежный мох, покрывающий землю, начал портиться. Сотрудники монастыря предпринимали меры по спасению сада, но ничего не помогало. Поэтому с 1977 года храм можно посещать лишь один раз в день, в группах с определенным количеством людей. Чтобы это было возможно, желающие попасть в Сайхо-дзи должны предварительно отправить в монастырь открытку с запросом о посещении и дождаться ответа с датой, когда вас готовы там принять.
Мне показалось, что проще будет отправить письмо уже находясь в Японии. Что я и сделала. Приехав в Токио, нашла почтовое отделение, купила там специальную открытку со штампом «офуку хагаки» (ofuku hagaki) и отправила в монастырь, указав наши имена и даты, когда мы будем находиться в Киото. Офуку хагаки представляет собой набор из двух карточек, вторая из которых предназначена для ответа. В качестве обратного адреса я указала адрес гостиницы, где мы забронировали жилье, предупредив их об этом по почте.
До нашего приезда в Киото оставалось семь дней, и там мы планировали пробыть десять. Все получилось, и по прибытии в отель нас ждал ответ из храма с датой посещения.
Для желающих отправить открытку – ссылка на официальный сайт храма, где описаны условия; там же можно скачать форму запроса и адрес.
В назначенный час мы подошли ко входу в Сайхо-дзи. Он был закрыт, но перед воротами на мосту уже собралась наша группа.
Буквально через пару минут нас впустили вовнутрь. По широкой дороге мы направились к главному храму.
Во времена создания сада этого здания не было, оно появилось лишь в 1969 году. Площадка перед храмом засыпана серым гравием, на котором располагаются островки зелени. Здесь есть небольшой, очень мелкий пруд. Судя по торчащим хвостикам, в теплое время года он полностью покрыт растениями. Но в конце ноября вода была приспущена, растения срезаны, и пруд больше напоминал сад камней.
В самом конце храма находится приемная. При входе нужно оставить обувь, затем оплатить входные билеты и приобрести специальные маркеры, если у вас их нет с собой. Затем члены группы расселись в ожидании на крытой веранде.
Когда группа была в сборе, нас пригласили пройти в зал. Самые расторопные заняли лучше места на открытой террасе, где стояли европейские столы и стулья. Остальные (в том числе и мы) проследовали в помещение. Здесь тоже стояли столики, но уже низкие, и сидеть нужно было на коленях. Азиатам не привыкать, а для европейцев не очень удобно. Кстати, поначалу мне казалось, что из европейцев мы были одни, но в зале мы обнаружили, что это не так, кроме нас, в группе было еще три пары.
Нам всем раздали листки с древними сутрами Каннон из десяти фраз и кальку, на которую их нужно было скопировать. Будучи перфекционистом, я начала выводить иероглифы, стараясь нарисовать их красиво.
Пока не заметила, что половина присутствующих уже «сдает» свои работы, в то время как я дошла лишь до половины!
Пришлось срочно дописывать, уже особо не стараясь )) Свой листочек нужно подписать и положить на общий стол. Потом, как говорят, монахи все скопированные сутры соберут и будут за нас молиться.
После этого началась самая интересная часть программы – выход в сад. Когда-то давно, в период Асука, здесь находилась вилла принца Сётоку. Позже, в эпоху Темпё (729–749 гг. н.э.), ведущий священник Гёки Босацу по воле императора Сёму основал 49 храмов в центральных провинциях. В том числе был воздвигнут и Сайхо-дзи для хранения трех изображений божества Амитабхи, которые, как говорят, принес сам Гёки. Таким образом, Гёки Босацу считается основателем Сайходзи.
В 1338 году главный священник находившегося неподалеку синтоистского святилища Мацуо Тайся Фудзивара Тикахидэ заключил себя во внутреннем храме для молитв, после чего получил откровение, что он должен попросить выдающегося дзэнского священника Мусо Кокуси из храма Ринсэн-дзи встать во главе Сайхо-дзи и произвести его реконструкцию. Мусо Кокуси, бывший также ведущим специалистом в области садоводства того времени, согласился и переехал туда. Первоначально Сайхо-дзи означало «западный храм». Мусо Кокуси изменил идеограмму, в результате чего произношение осталось тем же, но средний иероглиф изменился. Теперь дословно название переводилось как «сай» (запад), «хо» (аромат) и «дзи» (храм). Возможно, такое имя связано с тем, что раньше это был райский сад, а рай, как тогда считали, находился на Западе. Затем Мусо Кокуси переделал сад, придав ему оттенок дзэн. При этом нижний сад все равно остался райским, как веяние, как аромат, как воспоминание. Но это всего лишь моя вольная трактовка.
Мусо Кокуси построил несколько новых зданий, которые, к сожалению, до наших дней не сохранились. Также он реконструировал сад по собственному проекту.
Сад построен на двух уровнях: верхний - в стиле карэсансуй, нижний - в классическом стиле с дорожками вокруг пруда. Начинают осмотр, как правило, с нижнего. Мы прошли по дороге, миновав несколько жилых строений и храм Каннон-до. Раньше он использовался как главный храм, пока не был построен новый.
Наше внимание привлекла сосна, сформированная ярусами. Нижние ветви, судя по всему, в будущем будут похожи на волны или на крылья.
В самом начале нижнего сада стоит небольшой чайный домик Сёандо, построенный в 1925 году. Он посвящен второму сыну известного чайного мастера Сэн но Рикю - Сэн Сёану. Там же хранится его изображение, вырезанное из дерева.
Первоначально вся территория нижнего сада была засыпана белым песком. Но за годы своего существования сад пережил несколько затоплений (как следствие расположения недалеко от реки) и периоды запустений после политических восстаний и войн. В результате он начал зарастать мхом. Служители не стали этому препятствовать, и теперь здесь растет более 120 видов прекрасного изумрудного мха, за которым бережно ухаживают. В наше время Сайхо-дзи широко известен под названием Кокэдэра, или «Храм Мха».
Центральное место в нижнем саду занимает пруд. Хотя на самом деле здесь два пруда, соединенные протоком. Первый – небольшой, называется "Алмазный". Главная его особенность – несколько выступающих камней, расположенных в два ряда. Существуют две версии их предназначения. Первая – это камни Ёдомари-иси, которые представляют собой парусники, стоящие на якоре ночью. Эти лодки плывут к Острову Вечной Жизни Пэнлай (яп. – Хорай) в китайской мифологии. Вторая гипотеза – они являются опорными камнями галереи, соединявшей во временя Мусо Кокуси два павильона, построенные на противоположных берегах.
Главный, Золотой пруд построен в форме китайского иероглифа Син, означающего «сердце». Здесь есть три больших и четыре маленьких острова, четыре полуострова. Как я уже упоминала, этот сад создавался во времена эпохи Хэйан как «сад чистой земли» Дзёдо. И, несмотря на то, что впоследствии его несколько раз переделывали, в том числе и Мусо Кокуси, он сохранил основные черты райского сада. В Сайхо-дзи, в отличие от более поздних храмовых садов Муромати, посетителей по-прежнему приглашают открыть для себя красоту сада во время неторопливой прогулки по тропинке вокруг озера и через небольшие мосты к островам.
В нижнем саду все члены нашей группы как-то незаметно растворились. Хоть пруд и считается относительно небольшим (по крайней мере, по сравнению с теми, что создавались в садах периода Хэйан), он имеет волшебное свойство заставлять посетителя ощутить себя один на один наедине с природой. Мы шли, впитывая звуки и запахи, наслаждаясь приглушенной красотой влажного мха, разбавляемого яркими всплесками осенней листвы кленов, и казалось, что рядом с нами больше никого нет.
На последнем острове (Касуми-дзима) находится Сандзонсэки – три камня, представляющие собой буддистскую триаду. Эта триада выделяется своими небольшими размерами, обычно камни в таких композициях более масштабны. Здесь же Сандзонсэки легко можно пропустить, если не знать.
Есть здесь и остров Черепахи (Камэ-дзима). Чаще всего на него сажают сосны, но здесь Черепаха несет на спине клены.
Остров Журавля (Цуру-дзима) немного меньше. Он тоже отличается от своих собратьев из других садов. Вместо каменных крыльев мы видим листву ирисов и молодые клены.
Где-то посередине пути стоит второй чайный дом Сёнан-тэй. Считается, что он был построен Мусо Кокуси. Именно здесь жил некоторое время Сэн но Рикю, пока не получил приказ от Тоётоми Хидэёси совершить сэппуку. Потом, в эпоху Кэйтё (1596-1615) Сэн Сёан, второй сын Сэн но Рикю, отремонтировал чайный павильон по своему вкусу и жил в нем. Также, в 1862 году этот дом послужил пристанищем известному политику Ивакура Томоми, скрывавшемуся от сёгуната.
Сёнан-тэй – небольшое здание угловой формы. В правой части находится сото-косикакэ (скамейка для ожидания), а в левой – помост для любования Луной.
Обычно площадки для любования Луной строят лицом на восток. Здесь же мы видим, что она выходит на север. Дело в том, что из чайного дома любоваться Луной предполагалось через ее отражение в воде.
Неподалеку от Сёнан-тэй, посреди зеленого ковра, находится камень, опоясанный специальной веревкой (симэнава). Говорят, когда-то в этом камне поселилось божество-покровитель святилища Мацуо. Оно явилось настоятелю монастыря Мацуо Тайся Фудзивара Тикахидэ и сообщило, что это его место, и здесь нельзя строить храм. На следующее утро священник увидел, что священная веревка на камне натянулась.
Настоятель выполнил просьбу божества, не стал на этом месте строить храм, а священную веревку на камне ежегодно обновляют.
В нижнем саду есть и третий чайный дом - Танхокутэй. Он был подарен в 1928 году мастером-керамистом Масимидзу Дзёроку. Это небольшое здание, в котором хранится статуя Амитабхи. К сожалению, зайти в этот чайный дом нельзя, но, говорят, из круглого окна открывается самый красивый вид на сад.
На противоположном берегу можно видеть небольшую святыню. Это хранилище.
В конце пути привлекает внимание одинокая лодка. Считается, что Мусо Кокуси посадил рядом с ней семь бамбуков. Почему семь – мне неизвестно. Но сейчас их там побольше. Какой-то невысокий, очень изящный вид и, судя по всему, не агрессивный.
В конце дорожки мы упираемся в ворота Кодзёкан. Они символизируют первый барьер на пути человека, который, движимый благородными амбициями, должен пройти множество испытаний.
За воротами начинается крутой подъем. Это верхний сад, каменные композиции которого считаются первыми примерами японской садовой архитектуры, вдохновленной дзэн-буддизмом. Сайхо-дзи - это, безусловно, самый ранний сохранившийся пример карэсансуй, что буквально означает «сухой ландшафт». До этого основным направлением в садовом искусстве Японии был сад с прудом и островами. Здесь же Мусо Кокуси не только сделал каменные композиции главными персонажами, но и отразил в них духовность дзэн.
Поднявшись по лестнице, мы оказались на высшей точке сада, где расположен Ситоан, небольшой павильон, построенный Мусо Кокуси в 1338 году. Он предназначался для медитаций.
В Ситоан хранятся погребальные таблички Гёки Босацу и Мусо Кокуси, а также деревянные статуи Мусо Кокуси и его жены.
Медитации проводились не только в хижине, но и на открытом воздухе. Для этого слева Мусо Кокуси создал каменную композицию со специальным камнем дзадзэн. Но главным шедевром сада является карэ-таки, сухой трехъярусный водопад справа от хижины. Он берет свое начало на вершине холма, доходит до середины и смещается влево. Плоский камень, покрытый мхом, делит поток на две части. Затем от правой части идет ответвление вправо, уравновешивая таким образом всю композицию.
В левой части есть камень, символизирующий карпа. По легенде, карп, сумевший проплыть вверх по течению и взобраться на водопад, становится Драконом.
Обратно мы спускались по каменной лестнице, ведущей к главному храму. Уходить, конечно, не хотелось!
Иногда я думаю, что самые счастливые люди на земле – это японские монахи. Представляете, у них есть возможность встречать в этом саду рассвет, наблюдать осенью за падающими кленовыми листьями, ловить в трепещущей глади пруда отражение Луны, касаться рукой бархатистого мха, наползающего на камни и деревья, неподвижно сидеть на теплом камне, чувствуя проникновение Космоса в тело и душу. Может, в следующей жизни и нам так повезет?
Иформация о саде:
Адрес: 56 Matsuojingatanicho, Nishikyo Ward, Kyoto, 615-8286, Япония
в начало