+7 (965) 121-80-60
Сад Сисэн-до в Киото
Сад Сисэн-до (официальное название - Оутотсу-ка, "жилище, построенное на неровной земле"), так же, как и Дзико-ин, относится к эрмитажным садам. Это жилище построил для себя Такэяма Исикава (другое имя - Дзёзан Исикава), бывший самурай, знаток китайской классики и ландшафтный архитектор. В то время - в 1641 году - ему было пятьдесят девять лет. До конца своей жизни Дзёзан Исикава оставался холостым и продолжал изучать китайскую поэзию и каллиграфию. Он являлся также инициатором внедрения культуры чая сэнтя в Японии.
Название Сисэн-до (Приют поэтов) было дано по ассоциации с изображением тридцати шести классиков китайской поэзии, портреты которых собраны и выставлены в главной комнате Дзёзан Исикава.
Честно говоря, очень интересно было сравнить Сисэн-до с Дзико-ин. И первое, что бросается в глаза - длинный подход в обоих садах, занимающий чуть ли не половину всей территории.
В Сисэн-до путь начинается от внешних ворот сёюдо (Shoyudo).
Поднимаемся по каменным ступеням и оказываемся внутри длинного тенистого коридора, огороженного с обеих сторон бамбуковой изгородью.
В конце дорожки можно пойти как направо, так и налево, но табличка с красной стрелкой указывает правильный путь.
И мы оказываемся перед внутренними воротами (Robaikan). Они напомнили мне внутренние ворота в Дзико-ин - Ибараки-мон. Такие же массивные, и крыша похожа.
Через открытые двери виднеется сад.
Интересно, что дорожка, ведущая напрямую в здание, была перекрыта. Поэтому идти пришлось в обход, по идеально расчесанному песку. Песок настолько плотный, что следов от посетителей практически не видно.
Здесь находится офис, где покупают входные билеты (цена - 500 йен).
Отсюда можно осмотреть всю входную часть.
Территория главного сада, как и входной зоны, покрыта светлым песком, по периметру она обрамлена азалиями. Это изображение горного хребта в Китае. Этот сад был создан самим Исикава.
Справа, под кустом нандины, спряталась небольшая каменная чаша довольно необычной формы.
Хотя мы были здесь не одни, как в Дзико-ин, но людей все равно было очень мало, всего два человека. Мужчина, который, судя по всему, художник - он то ли рисовал, то ли писал что-то, и девушка. Правда, во второе наше посещение нам так не повезло ))
К главной комнате примыкает еще одна, комната для обучения (Shirakuso). Рядом, тоже справа, стоит высокая чаша тёдзубати.
Азалии частично переходят и на эту сторону сада. Видно, что в конце участка есть то ли проход, то ли лестница, но с этой стороны спускаться в сад нельзя, да и обувь мы оставили при входе.
В кустах спрятана небольшая пагода.
Внизу, по неглубокой ложбинке, течет ручей.
Вода поступает в него из водопада. Звуки воды хорошо слышны, но местоположение определяется не сразу. Водопад спрятан слева в кустах.
В конце настила расположен цукубай.
За угол с энгавы заглянуть невозможно. Чтобы узнать, что там находится, я сняла ролик на вытянутой руке и сделала скриншот. Вдалеке виден колодец. Видимо, это хозяйственная зона.
Колодец можно увидеть, выглянув из дверей одной из комнат.
Также интересно было побродить по дому, заглядывая в разные уголки. В одной из комнат располагается алтарь.
В другой комнате интерес вызвала печь.
После того как посетители вдоволь насладятся видом верхнего сада и вернутся к офису, им предлагают надеть обувь и пройти в нижний сад. В этом я увидела отличие от Дзико-ин. Если там все сосредоточено вокруг здания и сад, по существу, - это небольшие внутренние дворики, то в Сисэн-до имеется еще и полноценный сад, расположенный в удалении от строений.
Выйдя из внутренних ворот, мы оказались на той развилке, где висит плакат с красной стрелкой. Теперь нужно было идти в другую сторону, то есть, прямо, затем налево. Выход же из сада - направо.
И снова мы очутились в коридоре. Слева - каменная стена, справа - высокий бамбуковый забор.
На этот раз коридор оказался не длинным. Первое, что мы увидели в конце - небольшой чайный домик, стоящий торцом к проходу.
Дальше открывается вид на песчаную поверхность в окружении кустарников.
Справа - тот самый чайный домик.
По центру, чуть ниже сада, - пергола, увитая глициниями. Здесь есть несколько скамеек для желающих отдохнуть.
Обернувшись назад, мы обнаружили небольшой пруд. Сооружение под тростниковой крышей, судя по всему, предназначается для рыб, чтобы в жаркую погоду им было где укрыться.
Под ним действительно мы обнаружили скопление карпов кои.
Здесь повсюду текут ручьи, хотя они и не слишком заметны. Если этот еще можно увидеть, переходя по мостику,
то к ручейкам вдоль дороги нужно приглядываться, чтобы их обнаружить.
А вот это - та самая лесенка, о которой мы могли только догадываться, будучи наверху.
Справа, в ручье, находится водное устройство сиси-одоси. Звук бамбука, ударяющегося о камень, хорошо слышен по всему саду, в том числе и наверху. Но увидеть его можно только здесь.
Мы поднялись по лестнице и оказались на песчаной площадке перед комнатой для обучения. Отсюда хорошо было видно и ее, и главную комнату.
Первое посещение Сисэн-до было в конце декабря, когда клены уже облетели, и листья убрали. В саду царила чистота, и почти не было людей. Второй раз пришелся на ноябрь, в самый пик красных кленов. Их листья лежали на крыше, раскрашивая ее и привлекая к ней внимание. И только тогда я заметила башенку, откуда хозяин дома любовался луной.
Еще одна тропинка уходила вглубь леса.
Вернувшись обратно, на среднюю террасу, мы решили пойти дальше и осмотреть нижний сад. Для этого нужно было спуститься по живописной лесенке.
Перешли по мостику речку.
В отдалении виднелся бамбуковый забор.
Подойдя ближе, мы увидели некий мемориальный комплекс.
Вернувшись назад, к реке, обнаружили, что в стороне есть еще один мост, сделанный из огромного камня и огороженый перилами.
Пройдя по нему, оказались в небольшом дворике. Здесь находится два здания.
То, что справа, оказалось туалетом. Очень красивая прилегающая территория!
Один камень чего стоит!
Здесь даже есть цукубай.
Слева, за бамбуковым заборчиком - чайный домик.
К сожалению, проход был закрыт, и любоваться садиком можно было лишь с этого места.
И здесь мы тоже нашли маленький цукубай.
Несморя на то, что я себе поставила задачу сравнить два сада, находясь в Сисэн-до, я абсолютно забыла обо всем. Сад настолько поглощает, вызывает такие эмоции, что сложно в это время что-то анализировать. Лишь после, вернувшись домой и рассматривая фотографии, я попробовала найти общее и отличия в этих двух садах.
Несомненно, длинные подходы к месту назначения роднят эти сады. Также и в одном, и в другом основной акцент сделан на использование стриженых растений. Переход от темноты к свету, осмотр светлого сада из темной комнаты - характерная черта обоих садов. Однако в Сисэн-до сделан значительный акцент на слуховое восприятия. Сидя на полу, мы можем не только видеть прекрасный сад, но и слышать звуки льющейся воды, а также удары бамбука. Кроме того, как я уже упоминала, в Сисэн-до есть большой сад, который расположен вдали от основого строения.
Однако, если спросить, какой из этих двух садов мне понравился больше, я затруднюсь с ответом. Оба сада прекрасны, оба вызывают сильные эмоции, и в тот, и в другой я бы с удовольствием еще вернулась, и не раз. Единственное, в Дзико-ин нам повезло быть единственными посетителями, и работница сада уделила нам много внимания, поэтому воспринималось все острее и ярче. Но это никоим образом не говорит о том, что какой-то из садов лучше или хуже. Оба совершенны!
Иформация о саде:
Адрес: 27 monguchi-cho, Ichijo-ji, Sakyo-ku, Kyoto city, 606-8154
Часы работы: с 9.00 до 17.00 (вход до 16.00)
в начало