японский сад

 

Сад Сёфу-эн

У меня всегда большой интерес вызывали сады Мирэй Сигэмори (1896 – 1975), великого японского мастера, автора знаменитого обзора по японским садам в 27 томах. Благодаря утонченному понимаю японского и западного искусства, переосмыслению классических садов, использованию новых идей и материалов, Мирэй Сигэмори создал новый тип сада, современный, но, в то же время, продолжающий и учитывающий традиции японского садового искусства. Также этот автор возродил интерес к сухим садам карэсансуй, который практически был утрачен со времен позднего Эдо.

Один из самых интересных проектов Сигэмори находится на территории храма Мацуо Тайся. Работа над ним велась с первой половины 70-х годов до самой смерти мастера. Однако затем его дело продолжил сын и, впоследствии, внук Сигэмори.

Сад Сёфу-эн считается одной из лучших работ Мирэй Сигэмори, поэтому мы решили, что обязательно должны его увидеть. Собственно, сад – это несколько садов, объединенных одной идеей и находящихся на территории известного синтоистского храма. Каждый из них переносит нас в одну из исторических эпох Японии, начиная с древних времен языческого поклонения священным камням и заканчивая современностью.

Передо мной стояла дилемма: в какой последовательности лучше показать сады, описывая их в соответствии с хронологическим порядком эпох, изображенных мастером или же так, как мы их увидели? Я решила, что все-таки лучше расскажу про то, как эти сады появлялись перед нами.

Итак, первый сад, который мы увидели – Кёкусуй но нива. Кёкусуй означает «извилистый ручей». Во времена эпохи Хэйан одним из любимых развлечений знати были поэтические состязания, во время которых участники пускали по ручью чашки с сакэ. Пока чашка плыла, нужно было сочинить стихотворение, после чего выпить сакэ и пустить чашку дальше.

Сад создан в современной манере, мы видим не точное копирование сада с древним ручьем, а его необычную интерпретацию. Высокий холм, заключенный между зданиями храма и галереями, засажен стрижеными азалиями, из которых "выныривают" потрясающей красоты камни.

Сад Сёфу-эн

Сад Сёфу-эн

Такие камни, устремленные ввысь, с острыми вершинами и резкими гранями, характерны почти для всех садов Мирэй Сигэмори.

Сад Сёфу-эн

Сад Сёфу-эн

Внизу, у подножия холма, находится извилистый ручей. Он вытекает из левой верхней части, проходит через семь крутых изгибов и исчезает под правой галереей.

Сад Сёфу-эн

Сад Сёфу-эн

По берегам и в самом ручье находятся такие же камни, что и на холме, но размеры их значительно меньше. В двух местах установлены каменные плоские мостики.

Сад Сёфу-эн

Сад Сёфу-эн

Сад Сёфу-эн

Если подняться по лестнице справа, в верхней правой части можно увидеть второй сад Мирэй Сигэмори. Он называется Дзёко но нива (Сад Древних Времен). Давным-давно, когда еще не было святилищ, огромные камни в горах считались священными местами обитания духов ками. Назывались они ивакура, а место, где они находились - ивасака. Сад Дзёко но Нива олицетворяет собой эти священные рощи, а массивные валуны в окружении низкого бамбука – божественные камни. В задней его части есть две гигантские скалы в центре - это главные божества, символизирующие мужское и женское начало.

Сад Сёфу-эн

В верхней части, левее Дзёко но нива, есть еще один небольшой сад, примыкающий к зданию Синтокан. Он не был в проекте Мирэй Сигэмори, но сделан его сыном, Канто, в подражание манере великого мастера. Небольшое пространство между зданиями разделено на четыре части, заполненных белым песком Сиракава и коричневым гравием. Длинные плоские камни расположены следующим образом: 5 – 2 – 1 – 3.

Сад Сёфу-эн

Сад Сёфу-эн

Прежде чем искать следующий сад, мы решили посмотреть водопад, стекающий по склону горы. Для этого нужно подняться по лестнице, пройдя через небольшие ворота тории.

Сад Сёфу-эн

На горе, слева от водопада, говорят, можно увидеть лицо тэнгу – мифического персонажа огромного роста с красным лицом и длинным носом. Попробуйте разглядеть, я стрелкой отметила место ))

Сад Сёфу-эн Сад Сёфу-эн

Чуть ниже, около реки Митарай, находится источник Камэ-нои. Вода, льющаяся из пасти черепахи, считается целебной, а еще говорят, что если взять ее для изготовления сакэ, оно никогда не испортится.

Сад Сёфу-эн

Вообще, японцы верят, что бог Мацуо является покровителем сакэ. Возможно, такая легенда появилась из-за того, что г-н Хата, основатель храма (701 г.), занимался изготовлением этого напитка.

Но я немного отвлеклась от темы. Впереди нас ждал еще один прекрасный сад – Хорай но нива. На самом деле, там два сада. Второй принадлежит внуку Мирэй Сигэмори, Тисао. Находится он в самом углу, при беглом осмотре можно и не увидеть. Начну, пожалуй, с него.

Сад состоит из нескольких ступеней, которые символизируют жизненный поток. Этот поток необходимо преодолеть, чтобы приблизиться к вершинам мастерства. Расположение камней, сгруппированных по 3, 5 и 7, тоже не случайно. Там явно видны две вершины. Они символизируют деда и отца Тисао – те самые вершины мастерства, к которым он будет стремиться всю свою жизнь. А длинный тонкий камень на переднем плане – символ плота, на котором автор собирается отправиться к ним.

Вот такая вот идея связи и преемственности поколений ))

Сад Сёфу-эн

Сад Хорай но Нива (Сад Острова Бессмертных) – самый большой из пяти, является отображением эпохи Камакура. Это сад прогулочного типа с большим прудом, вокруг которого проложена дорожка.

Сад Сёфу-эн

Сад Сёфу-эн

Он представляет собой отображение древнего мифа об острове Хорай, где жили Бессмертные и который являлся недостижимой мечтой для древних китайских и японских правителей. Именно эта тема часто использовалась в садах в суровые времена самураев, в эпоху непрекращающихся войн и сражений.

Хорай но Нива проектировал Мирэй Сигэмори, однако воплотить в жизнь не успел. Строительством занимался уже его сын, Канто Сигэмори. Говорят, если посмотреть на пруд сверху, его форма напоминает Журавля – еще одного персонажа китайской мифологии, символа долголетия и стремления к вершинам познания. Но возможности посмотреть на сад сверху у меня не было. Зато острова, плавающие в пруду, мне очень напомнили крылья журавлей: плоские, с четкими границами, засыпанные светлой галькой.

Сад Сёфу-эн

Камни здесь использованы такие же, как и в саду извилистого ручья, да и вообще характерные для всего творчества Мирэй Сигэмори.

Сад Сёфу-эн

В северной части спрятан «водопад вечной молодости». Наверное, это единственное, что мне не понравилось в этом саду. Камни безупречны, но вот железный желоб, установленный на вершине одного из них, из которого льется вода, меня совершенно не впечатлил.

Сад Сёфу-эн

Сад Сёфу-эн

В пруду плавают упитанные карпы кои. Здесь есть столик, на котором лежат пакетики с кормом для рыб. Можно опустить в емкость деньги и взять пакет. Причем, что меня удивило, никто за этим не следит, полагаются на честность посетителей. Мы купили один, и рыбки как почувствовали, моментально приплыли к тому месту, где я стояла.

Сад Сёфу-эн

Сад Сёфу-эн

К этому времени начало темнеть, нужно было уходить. Судя по всему, выходили мы через центральный вход, вот через эти красные ворота тории, за которыми видны ворота башни. На них можно увидеть 12 подвешенных пучков веток Сакаки (в високосные годы их 13), которые говорят о простой форме тории, а также отражают древние обычаи выращивания культур такими, какие они есть.

Сад Сёфу-эн

Ворота башни. Торговцы закончили свой рабочий день и собирают товар.

Сад Сёфу-эн

Так что, возможно, если вы приедете посмотреть последние сады великого мастера Мирэй Сигэмори, сначала вы попадете в сад Острова Бессмертных, а затем в остальные. Но это не имеет никакого значения. Несмотря на то, что сады связаны одной идеей, каждый из них можно рассматривать отдельно, вне зависимости от других. Кстати, я потом пожалела, что мы ушли, не дождавшись темноты, ведь на островах и по берегу пруда были расставлены фонари для вечерней подсветки. Наверняка в ночи сад выглядит феерически красиво!

Сад Сёфу-эн

 

Иформация о саде:

Адрес: Япония, 616-0024 Kyoto, Nishikyo Ward, Arashiyama Miyamachi, 3

Часы работы: с 9.00 до 16.00

Выходные дни: 31.12 - 01.01

в начало

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshinsad@gmail.com

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00