С Такакацу Нозава я познакомилась в Интернете. Он живет в Японии, на полуострове Босо (префектура Тиба). Находится эта область недалеко от Токио. Еще с эпохи Эдо, то есть, около 350 лет назад, здесь располагались великолепные рисовые поля. Также эта область считается одной из самых теплых в стране, и увидеть снег в этих краях – большая редкость. Но именно под снежным покровом увидела я впервые фотографии того потрясающего сада, о котором хочу рассказать.
Около 25 лет назад известный японский политик Сезабуро Накамура решил продать свой участок. Покупателями стали родители Такакацу Нозава. Они купили землю и построили на ней дом. По счастливому стечению обстоятельств, их соседом оказался садовник и дизайнер, господин Сэйто. Он обучался садовому искусству у великого мастера, творившего в традициях старой школы. Господин Сэйто согласился создать сад на участке родителей Такакцу Нозава, назвав его своей важнейшей работой. В то время, следуя древним традициям, мастер не составлял детального плана. Основой саду послужил лишь небольшой набросок. Самым важным господин Сэйто считал расположение главного дерева, которое впоследствии будет определять позиции камней, пруда и других деревьев.
Сад Такакцу Нозава, по русским меркам, считается небольшим, однако для Японии это – огромная территория. Его площадь – 260 цубо. Один цубо составляет 3,3 квадратных метра. Таким образом, размеры участка – около 860 метров квадратных.
Сад начинается на юге участка, где расположен цукубай. Основа этого водного устройства – природный камень с углублением для воды. В Японии (впрочем, также как и в нашей стране) найти такой камень – большая удача. Стоит он очень дорого, поэтому чаще всего для цукубай изготавливают специальную чашу. Но в этом саду можно увидеть настоящий шедевр природы, к которому не прикасалась рука человека.
От цукубай берет начало сухой ручей, выложенный камнями различных размеров. Плоский каменный мостик придает ручью живость и ощущение, что еще недавно здесь была вода. Кстати, во время продолжительных дождей, сухой ручей становится «мокрым», и настоящая вода прокладывает себе дорогу вдоль русла. Но, к сожалению, из-за высоких цен в Японии на воду и электричество, постоянно иметь текущий ручей является непозволительной роскошью.
Пролегая через весь участок, русло сухого ручья упирается в водоем, который символизирует море. Глубина пруда – около полутора метров. Благодаря тому, что основной сад располагается на возвышенности, на участке не нужен основательный дренаж. Вся вода стекает в водоем, наполняя его до краев во время продолжительного сезона дождей. В пруду водятся карпы кои, общее количество которых варьируется в пределах 25 штук. Чтобы рыбы чувствовали себя хорошо и не перегревались на солнце, кустарники на берегу пруда посажены почти вплотную. Нависая над водоемом, они создают необходимую рыбам и растениям тень.
На восточном берегу пруда – искусственные холмы цукияма. Их высота – приблизительно 1.20 – 1.50 метров. Но мастер сумел так расположить холмы и растения, что визуально они кажутся намного выше. Кустарники и деревья создают свой, дополнительный рельеф. Глядя на холмы, ни за что не скажешь, что это – работа человека, настолько органично они вписаны в ландшафт. Кажется, что они существовали здесь испокон веков. Наверх ведет тропинка-лесенка, выложенная округлыми камнями. Поднявшись по ней, можно любоваться видом этого чудесного сада сверху.
Еще одна достопримечательность - буддистская триада камней Санзон-секи на склоне холма. Это композиция, которая состоит из большого камня в центре и двух поменьше, справа и слева. Центральный камень представляет собой основную фигуру буддистской троицы, а два других – менее значимые (так называемый, «обслуживающий персонал»). Санзон-секи впервые была описана в «Сакутейки», самой первой книге по садовому искусству.
Не обошлось в этом саду и без цубо – маленького кусочка сада, огороженного со всех сторон. Этот уютный уголок виден из окна ванной комнаты дома родителей Такакацу.
В саду есть несколько дорожек, как пошаговых, так и вымощенных камнем.
И, напоследок, хотелось бы несколько слов сказать о растениях. Несмотря на общую сдержанность в красках, сад этот, как и полагается настоящему японскому саду, дважды в год вспыхивает яркими красками. Весной поражает взгляд феерическое цветение глицинии на перголе, а также белых и розовых сакур. Осенью наступает череда японских кленов, то там, то здесь зажигающихся красными огнями уходящего тепла.
в начало
Автор фото - Такакацу Нозава
Текст - Ирина Андрианова