японский сад

 

+7 (965) 121-80-60

Водные устройства в японских садах

Цукубай

Сиси-одоси

Суйкинкуцу

Водные устройства довольно часто присутствуют в японских садах, многие из них нам хорошо известны. Однако уместно ли их использование у нас? Что нужно знать, чтобы то или иное водное устройство не выглядело чужеродно? Где и как правильно их устанавливать?

цукубай в японском саду

Цукубай

Прежде всего, цукубай – это не чаша с водой, которую часто ошибочно так называют. Чаша называется тёдзубати. А цукубай состоит из этой чаши, бамбукового желоба, через который подается вода и трех камней. Справа находится камень для горячей воды, которую добавляют, когда вода становится слишком холодной. Слева – камень для светильника, используемого в ночное время. Прямо перед чашей – камень, на котором будут стоять те, кто подходит. Между камнями – так называемое «море», куда сливается вода. Чаще всего его делают из крупной красивой гальки.

цукубай в японском саду

цукубай в японском саду

Цукубай является принадлежностью чайных садов, появившихся в Японии в 16 веке. Вода в нем предназначается для ритуального омовения перед началом чайной церемонии. Истоки обряда омовения уходят корнями в синтоизм. Первоначально, перед посещением святилища, паломники должны были омыть свое тело полностью в реке или другом источнике. Затем, по большей части из-за загрязнения рек, обряд упростился, и перед храмом начали ставить тэмидзуя с чистой водой для ополаскивания рук и рта.

тэмидзуя

тэмидзуя

Производить омовение нужно в определенной последовательности. Сначала, держа в правой руке черпачок, ополоснуть левую, затем левой рукой правую. После этого из черпака в левую руку нужно налить воды и прополоскать рот. И в конце снова ополоснуть левую руку, которой касались губами. Однажды мы застали момент, когда детишек обучали этому ритуалу.

тэмидзуя

Часто рядом с тэмидзуя можно увидеть различных мифических животных (драконов, черепах, лягушек), которые его охраняют. В таком случае их тоже нужно омыть водой.

тэмидзуя

Впоследствии тэмидзуя перешли в буддистские храмы. А в 16 веке приобрели особое значение в чайных церемониях. Каждый гость, подходя к чаше, должен был наклониться (высота чаши, как правило, небольшая), зачерпнуть ковшиком воду и ополоснуть руки. Обычно тёдзубати устанавливалась довольно низко, чтобы каждый участник церемонии вынужден был склониться над ней. Само название цукубай переводится как «сидеть на корточках». Это является выражением смирения.

цукубай в японском саду

цукубай в японском саду

Затем, снова зачерпнув воды, гость должен омыть рот и лицо. Прежде чем передать ковшик другому участнику чайной церемонии, воду необходимо слить по ручке черпачка, наклоняя его особым образом.

Важное место в цукубай чайных садов занимает фонарь. Здесь нельзя устанавливать абы какой, лучше использовать фонарь Орибэ, названный по имени ведущего чайного мастера 16 века Фурута Орибэ. В то время в Японии на христиан были гонения, и он тайно вырезал в основании фонаря распятие. Таким образом, каждый, кто подходил к чаше и наклонялся, намеренно или случайно, поклонялся Христу.

цукубай в японском саду

цукубай в японском саду

В саду Ёсики-эн нам встретился сломанный фонарь, над которым японцы заботливо соорудили крышу. Видимо, он представляет собой историческую ценность, и его оградили от дальнейших повреждений до ремонта.

цукубай в японском саду

Таким образом, если вы решили сделать у себя на участке чайный сад в стиле тяно-ю, цукубай будет не только уместен, но и обязателен. И установить его нужно по всем правилам, со всеми необходимыми элементами.

цукубай в японском саду

Но многие делают ошибку, полагая, что этим типом сада и ограничивается возможность использования цукубай, продолжают настаивать на правильном местоположении, на обязательной установке фонаря, камней. Однако, если вы поедете в Японию, вы сможете лично убедиться, что вариантов цукубай много. И не везде есть фонари, не везде стоят нужные камни, да и место установки подчас вызывает удивление. В чем же дело?

Оказывается, уже начиная с 17 века классический чайный сад претерпевает значительные изменения, тесно связанные с политическими, социальными и экономическими переменами в стране. Прежде всего этому способствовала волна эмиграции из Китая, в основном беженцы из китайской элиты. В самой Японии усиливается режим сёгуната Токугава. Классическая чайная церемония (тяно-ю), где отрицались классовые различия, уже видится как угроза новому порядку. Новая элита больше не хочет, наравне с простолюдинами, проползать в чайный домик через маленькую дверь, а также сидеть в темной удушливой комнате. Самураи уходят в прошлое, появляются новые слои общества -  образованные аристократы, торговцы, промышленники. Им становится некомфортно наклоняться к низкой чаше. И появляются большие тёдзубати, которые подгоняются под высоту веранды. Теперь на первый план выходит не ритуалы и соблюдение канонов, а красота камня, сада, природы.

цукубай в японском саду

цукубай в японском саду

цукубай в японском саду

цукубай в японском саду

Меняется и цель церемоний. Если раньше главным было создание определенной атмосферы, переключение мыслей и чувств на духовное, отрешение от бренного мира, то в церемонии сэнтя не нужно было соблюдать ритуалы, главным становится заваривание самого напитка. Чай используется не порошковый, а листовой. Но на первый план выходит качество используемой воды. А лучшая вода, как известно, – из горных источников. В садах появляются горные ручьи и водопады с чистой водой для чаепитий. И вот в таких ручьях довольно часто можно увидеть цукубай! Оказывается, существовал когда-то в Японии философ, поэт и историк, Рай Санъё. И не было у него в саду воды, зато была река за пределами сада. Тогда он выкопал колодец в виде чаши, так что зеркало воды оказалось на уровне поверхности реки. В результате вода получилась не колодезной (считается, что она худшего качества), а из горной реки. Так как Рай Санъё был авторитетным человеком, другие аристократы тоже начали устанавливать чаши в своих ручьях. Вот этот чаша-колодец в саду Камигамо Нисимура очень похож на тот, что был в саду у Рая Санъё.

цукубай в японском саду

То есть, цукубай в садах сэнтя – не для ритуального омовения, как в классических чайных садах, он является колодцем, источником чистой воды для чайных церемоний сэнтя. И устанавливать его нужно недалеко от ручья, а лучше - в самом ручье.

цукубай в японском саду

цукубай в японском саду

цукубай в японском саду

Иногда чашу практически не видно, она полностью скрыта под водой.

цукубай в японском саду

Бывает, что чаша в ручье есть, а бамбука нет вовсе.

цукубай в японском саду

цукубай в японском саду

Но бывает и наоборот, вода льется из бамбукового желоба, но чаши при этом нет.

цукубай в японском саду

цукубай в японском саду

Из необычных цукубай, встретившихся мне в Японии – чаши, наполовину, а иногда и полностью, заросшие травой.

цукубай в японском саду

цукубай в японском саду

А здесь еще и бамбук с веточкой. Наверное, чтобы подчеркнуть природность как самого сада (Санзэн-ин), так и цукубай.

цукубай в японском саду

В том же саду есть еще два цукубай, и оба они с ветками.

цукубай в японском саду

В саду Комё-ин (Киото) водное устройство находится в каменном колодце, а бамбуковый желоб практически лежит в воде.

цукубай в японском саду

В храме Хасэдэра встретилось водное устройство с тремя бамбуковыми желобами.

цукубай в японском саду

цукубай в японском саду

Ну и, конечно, особый интерес вызывают современные водопроводы, стилизованные под цукубай. Почему бы и нам так не сделать? ))

цукубай в японском саду

цукубай в японском саду

цукубай в японском саду

Сиси-одоси

Следующее водное устройство, которое встречается в японских садах – сиси-одоси. Переводится как «пугало для кабанов». И изначально оно для такой цели и использовалось, так как эти животные часто подходили к жилью и портили посадки. Причем, ставили эти устройства не только в частных садах, но и в монастырских. Со временем сиси-одоси утратил свое чисто утилитарное значение. Его начали устанавливать в садах для красоты и создания определенной атмосферы. Ритмичный звук бамбука, ударяющегося о камень, способствует особому философскому настроению. Так, например, Нитшке в своей книге указывает на ассоциацию с дзэнским высказыванием: «Настоящий покой не может быть в тишине и неподвижности, лишь неподвижность в движении может быть реальным покоем».

В отличие от цукубай, сиси-одоси редко можно встретить рядом с домом. По крайней мере, я не видела ни разу. Еще не стоит размещать это водное устройство там, где есть цукубай. Неуместно оно и в саду камней. Так где же можно ставить сиси-одоси? Наилучший вариант - в зарослях растений или в ручьях.

сиси-одоси в японском саду

сиси-одоси в японском саду

сиси-одоси в японском саду

Суйкинкуцу

И последнее водное устройство, которое стоит упомянуть – суйкинкуцу. Первоначально это был элемент дренажа рядом с умывальником. Но затем красоту звука обнаружили садовники и стали использовать устройство в садах. Считается, что суйкинкуцу присутствовал в личном саду Кобори Энсю. Однако не всегда оно было популярным. В конце периода Эдо про суйкинкуцу практически забыли. Затем, в период Мэйдзи, они снова стали популярны, вплоть до начала двадцатого века, когда о суйкинкуцу снова забыли. Но уже во второй половине двадцатого века эти водные устройства вновь начали восстанавливать и создавать в садах.

Тем не менее, встретить суйкинкуцу можно не часто. Хотя, есть вероятность не понять, что перед вами оно, ведь внешне эти устройства очень похожи на цукубай, только устроены сложнее. Под землей стоит перевернутый кувшин (или другая емкость) с небольшим отверстием наверху. Сам кувшин стоит еще в одной емкости, которая поддерживает небольшой уровень воды внизу. Вода по капле проходит через отверстие и падает в воду. Звук падающей капли отражается стенками кувшина.

суйкинкуцу в японском саду

Именно звук имеет первостепенное значение в этом водном устройстве. Он негромкий, ненавязчивый, чем-то отдаленно напоминает перезвон металлических палочек в китайском устройстве, известном у нас под названием «музыка ветра». Только он значительно насыщенней, разнообразней и интересней, на мой взгляд. Здесь вы можете послушать, как она звучит в саду музея Нэдзу в Токио.

Музыка суйкинкуцу

Звук суйкинкуцу настолько тонкий и нежный, что часто посетителям предлагается послушать его через специальную трубку. Такое приспособление мы видели в саду храма Дзёмё-дзи.

суйкинкуцу в японском саду

суйкинкуцу в японском саду

Подводя итоги, можно сказать, что все три устройства вполне могут быть использованы при создании японского сада в условиях России. Но прежде чем устанавливать цукубай, сиси-одоси или суйкинкуцу, необходимо определиться с типом сада, его назначением, и уже после этого искать правильное место для водного устройства.

цукубай в японском саду

 

Используемые материалы:

Статья Матрусовой Т. Н. "Сады японских интеллектуалов XVII-начала XX веков и перспективы применения опыта устройства японских садов в России"

Тема форума вебсад "Чайный сад Нового времени"

в начало

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshinsad@gmail.com

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00